Пятые Врата "Укроти свой Ум"

Мы воспринимаем мир сквозь загрязнённое окно взглядов, мнений и интерпретаций.
Мир – отражение ума.
Когда же ум чист, реальность предстаёт в своей кристальной простоте.
Вскрыл ли опыт вашей жизни искажённость видения мира?

Тьма ума

Есть у Платона такой трактат – «Республика». В нём аллегорически повествуется о племени, живущем в глубокой тёмной пещере, без единого лучика дневного света. Эти люди, сидящие спинами к полыхающему костру, видят лишь причудливый танец своих теней на мрачных стенах. Такова и есть их единственная реальность. Ибо никогда не покидали они пещеры, даже не подозревая, что существует что-либо, кроме неё.

Но нашёлся среди них смельчак, шагнувший в неведомое, – и вышел на свет божий! Узрев великолепие мира, он возвращается к соплеменникам с рассказом об увиденном и в жажде освободить их из неволи полутьмы. Но тщётно: его слова никому не понятны, звучат для них полной нелепицей. Нашлось лишь несколько отважных сердец, ушедших за ним в неведомое из затхлой пещеры. Не о нас ли с вами эта притча?

Ведь практически каждый – в пещерной глуби своего искажённого восприятия мира. Мы, по сути, видим не мир, а свой ум. Как же узреть Реальность? Такой, какова она есть, без навязчивого мельтешения мыслей-теней?

«Реальность – это вовсе не то, что ты думаешь», – гласит древняя мудрость. В том смысле, что если ты о ней думаешь – это уже не то!

Если сравнить мысли с мутным потоком, то Пятые врата – это скорее не врата, а мост: на другой берег, к Реальности, на свет божий. А также способ укрощения ума. Не путём порабощения, железного контроля или попыток его утихомирить – нет ничего бесполезнее! – но примирением с ним.

Неглупые вопросы об уме:

• Каков ваш ум – беспокойный или тихий?
• Адекватна ли ваша связь с реальностью?
• Ваши действия, когда вас охватывают беспокойные мысли: опасения, тревоги, виноватость, озабоченность?
• Не стала бы ваша жизнь лучше, будь у вас крепче контроль над умом?
• Каков обычный итог ваших попыток успокоить смятенный ум?
• Что такое, на ваш взгляд, позитивное мышление? Удаётся ли вам оно?
• Кто в ответе за злобные, порочные, ревнивые, уничижительные мысли?
• Какова, по-вашему, связь судьбы человека с его строем мыслей?
----------------------------------------------------------

Что есть мысль? Это субъективные картинки, фразы и слова, безмолвно звучащие в голове, а также убеждения, ассоциации и интерпретации, что чередой проносятся в уме и стягивают на себя наше внимание. А сам ум – это океан сознания, по которому плывут мысли: иногда гордыми бригантинами или сверхскоростными катерами, а иногда и в печальном виде обломков кораблекрушения.
Мысли можно думать намеренно. Так происходит, когда репетируешь речь, запоминаешь список предстоящих покупок или решаешь математическую задачу. Очевидно: такой целенаправленный мыслительный процесс – крайне полезная способность человеческого ума. То есть благо, а не проблема.
Мысли же, от которых надо избавляться, – это тот дурманящий танец теней в пещерной полутьме, который туманит ясное видение, мутит прозрачность восприятия, мешая нам постичь и себя, и других, и мир в целом. Это хаос ума, когда он предстаёт обезумевшей, дикой обезьяной. Вот её-то нам и нужно укротить.


Фильтры ума

Древние говорили: «Ум – губитель очевидного». Оглянитесь вокруг. Прямо сейчас. Смотрите, слушайте. Чувствуете, как ум безостановочно расцвечивает в свои тона прозрачность восприятия?

Фильтры – у каждого свои. И потому никто не воспринимает мир в точности таким, как другие.

Если бы человек мог взглянуть на мир глазами другого, то наверняка бы подумал, что ненароком принял какой-то психоделик – настолько иным предстало бы всё вокруг!
Объекты внешнего мира, конечно, не изменили бы своих очертаний: у стульев не выросли бы крылья, а автомобиль не превратился бы в мусорный бак. Но все мысли, чувства и ассоциации, с ними связанные, отличались бы самым разительным образом.

-----------------------------------------
Но свет осознанности пробивается сквозь пелену невежества в тот миг, когда признаёшь относительность своих взглядов, их верность прежде всего в отношении себя, а не, априори, всех окружающих. Это первый шаг к осознанию иллюзорности мысли.
Мысли, как обрывки снов, загадочно возникают из глубин психики, естественно, словно волны на море. Проблема – не сами мысли, а наша слепая в них погружённость, ошибочное восприятие их как реальности. Вот где ловушка.


Вы ещё не забыли, что одна из целей Двенадцати врат – высвобождение внимания? И самая коварная из ловушек, в которые оно попадает, – людской ум. Представьте себе, что в глубине его круглосуточно включён «ментальный» телевизор, звук и изображение которого то приглушается, то делается ярче в зависимости от количества внимания, ему уделяемого. Порой, разумеется, человек обращает своё внимание на то, что происходит вокруг, на дела и неотложные задачи. Но большую часть отведённых ему лет занимают внутренние метания по телеканалам ума.
Только когда приключается нечто экстраординарное, требующее всей полноты внимания, он отрывает мутный взгляд от мерцания голубого экрана мысли. И ощущает в эти моменты, что живёт наконец на полную мощность.


Медитация

Многие духовные учителя, чья специализация – трудности ума, предлагают различные техники медитации для его успокоения. Всяческая им благодарность, конечно, но тут есть одна проблема: ни одна из этих техник, по большому счёту, не работает. 
Медитация – это несложное на вид, но очень непростое по сути занятие, требующее стопроцентной бдительности для полноты осознания происходящего здесь-и-сейчас. Она не более духовна, чем внимание к тому, как ходишь, ешь, дышишь, занимаешься любовью или завязываешь шнурки. Основа у медитации и Просветления одна – внимание.

То, что для наблюдения обычно рефлекторно-бездумных действий ежедневно выделено особое время, в корне преображает восприятие происходящего. Ведь именно полнота осознания превращает любой заурядный акт в духовную практику.

Цели медитации

Если основная цель вашей медитации – обретение внутреннего покоя, то лучше мягко сосредоточить внимание на мантре, дыхании или слушании внутренних звуков. Мысли при этом никуда, как правило, не деваются. Но постепенно отходят на второй план, если раз за разом мягко возвращать отвлекшееся было внимание на избранный объект. Тело погружается в состояние безмолвия и безвременья.

В медитации прозрения мы внимаем всему, что возникает в поле сознания. Превращая его в самосознание за счёт созерцания мыслей, внутренних и внешних образов, всплесков эмоций, телесных ощущений. Без оценок, предпочтений, ожиданий, просто отмечая всё, что возникает и отпуская это, позволяя свободно уходить.
В триединстве внимания, постижения/прозрения и отпускания – последнее означает прекращение попыток уцепиться, отождествиться с содержимым ума.


***

Мысли в уме – что облака в небе. Как одни, так и другие контролю практически не подлежат.

«котелок» на наших плечах постоянно что-то варит, стало быть, и пузырьки мыслей ежесекундно выделяются. Другое дело, что обращать на них своё внимание совсем не обязательно.
Ибо управлять им – можно научиться, контролировать же сами мысли – никогда.
 Опытные медитаторы достигают состояния глубокого покоя всего лишь потому, что лишают мысли своего внимания – но сам мыслительный поток не иссякает.

Если в чаще твоего ума словно лист упала мысль, а ты не заметил, то как определишь, была ли она вообще?
- Дзэн-коан

***

хочу вам предложить самое радикальное решение проблем ума: оставьте его в покое. Помиритесь с ним. Примите таким, какой он есть. 
Нет никакой необходимости упорядочивать, успокаивать или что-либо ещё с ним вытворять.


Ум – что лающий пёс. Кому он мешает? «Собака лает, караван идёт» – говорили на Востоке. В конце концов, молчаливый, замкнутый в себе пёс – это даже подозрительно: а вдруг он бешеный?
Лучше сосредоточьтесь на том, – под звонкий лай ума, – что делаете в данный момент. И дайте мыслям быть самими собой: добрые, глупые, быстрые, мелочные, злые – пусть всё остаётся как есть. А вы продолжаёте заниматься своим делом. Это и есть высшая форма медитации.

Освобождение даётся осознанием трёх фактов:

1. Мысли – лишь игра светотени на белом экране сознания. Они могут, как и кадры фильма, спроецированные на киноэкран, вызывать смех и слёзы, но сущностно, как говорят буддисты, они пусты, иллюзорны.

2. Не в нашей воле управлять мыслью. Но вниманием – целиком и полностью.

3. В ответе ли тогда человек за свои мысли? По большому счёту, они такие же его , как и облака в небе у него над головой. Но вот за свой отклик на мысли – да, именно он всецело ответствен 

Изберите объектом своего внимания мир. Это и есть ежесекундная практика медитации, рождающая повседневную просветлённость.

--------------------------------------------
Но даже медитация может стать бессмысленной привычкой.
Некоторые, садясь медитировать, просто отлетают в «страну Фантазию». Нет, разумеется, ничего страшного в том, чтобы на некое время погрузиться в тихие грёзы, – но тогда так и надо себе сказать: сейчас у меня полчаса практики мечтательности. 

Единожды постигнув в медитации сущность ума – эдакого вечного парада то тешащих, то устрашающих иллюзий, – вы продолжаете жить и работать, как и раньше, – но уже с освобождённым вниманием и ясным взглядом. Вы поняли ум, приняли его таким, какой он есть, – и он перестал заражать вас своими страхами и тревогами. Они исчезают.

Настоящее

Прошлое и будущее – иллюзия, ментальные конструкты. Ваше тело, чувства – это здесь-и-сейчас. И даже разум, который, будто машина времени, беспрестанно гоняет вас из прошлого в будущее и обратно, – всего только искусный иллюзионист: ведь думаете о былом или грядущем вы всё равно в Настоящем. Поймите: припоминаемое или, точнее сказать, воображаемое прошлое и (уж точно) воображаемое будущее – лишь ваша мысль.

Три вопроса для полусонных

Когда замечаете, что ваше внимание опять норовит уплыть в «неведомые дали», задайте себе три вопроса:
• Я дышу?Осознанно вдохните и выдохните.
• Расслаблен ли?Отпустите любое замеченное напряжение.
• Делаю ли то, чем занят, точно и аккуратно?

Эти вопросы – пёрст, указующей на Настоящее, практика ежесекундной просветлённости.


Римляне говорили: carpe diem – лови день. Ценное указание, но не реальное: нельзя поймать весь день. Но можно поймать настоящий момент – и только его! Тогда – момент за моментом – будешь иметь и день, и год, и вечность.

Качество моментов – бездарно упущенных или полноценно прожитых – определяет качество самой жизни. Мысли приходят и уходят, подобно морскому прибою, – пора расслабиться и carpe punctum – ловить момент Настоящего! Он заслуживает всей полноты осознания. Ибо никогда уже не повторится.