Евреи во французской армии ХIХ века

Источник: https://sem40.co.il/315753-evrei-vo-francuzskoj-armii-hih-veka.html


Наполеон, вопреки феодальным традициям, не позволявшим формировать чисто еврейские части, создал первый еврейский батальон в 1805 году. Этот батальон состоял из 300 парижан, командирами в нем были также офицеры евреи, и он участвовал почти во всех сражениях Великой армии, не раз заслуживая выражения благодарности нещедрого на похвалы императора. В так называемой Батавской республике (Голландия) в 1806 году по приказу Наполеона его брат Людовик сформировал еще два батальона еврейской пехоты во главе с офицерами-евреями. Батальоны эти просуществовали до 1810 года, храбро сражаясь в бесчисленных битвах наполеоновских войн. А всего, по данным архивов, в 1808 году во французской армии служило более 1800 евреев при общей численности еврейского населения около 77 тысяч человек.
Известны нам также имена первых евреев — кавалеров ордена Почетного легиона, который им был вручен лично Наполеоном. Это офицеры — лейтенант-кавалерист Луи Мей и капитан морской артиллерии Лазар-Мейер Маркс.
Из купеческого сословия вышел произведенный в офицеры Наполеоном Симон-Майер Даламбер, показавший столь недюжинные командирские качества, что уже через три года, в 1805 году, он стал полковником, а в 1809-м — генералом, командующим армией Вестфальского королевства


 Но еще большую — самую высокую! — ступень занял один из питомцев Наполеонова орлиного гнезда, знаменитый вождь арьергарда, о котором император говаривал: «Успех обеспечен, если в авангарде Мюрат, а в арьергарде — Массена». Кто же был Андре Массена по происхождению?
Он родился в 1758 году в еврейской семье близ Ниццы, в 1775-м крестился и нанялся на службу в королевскую армию, а через 14 лет вышел в отставку в чине фельдфебеля. В 1791 году Массена вступил в революционную армию и был избран командиром батальона. Среди прочих офицеров был, пожалуй, одним из немногих профессионалов, да еще и наделен был хладнокровием, решительностью и природным талантом военачальника. В 1793 году Андре Массена, бригадный генерал, связывает свою судьбу с Бонапартом. В 1800 году с менее чем 14 тысячами солдат в Генуе выдерживает осаду 30-тысячной австрийской армии и обращает ее в бегство. Затем, в 1805 году, он снова в Италии, командует армией, захватившей Венецию, Каринтию, Штирию и Неаполитанское королевство. С 1804 года Андре Массена — маршал Франции, Наполеон возводит его в герцогское достоинство.
Другой выдающийся военачальник Вольф Марк Жан Жером родился в 1776 году в Страсбурге в еврейской семье. Завербовался в армию рядовым в 1794 году. Принял католичество и стал офицером в 1799-м. С 1805 года служил в наполеоновской Великой армии. В 1806 году — командир эскадрона, в 1808-м — полковник королевской гвардии. В 1812 году становится бригадным генералом. Воюет в России, командуя легкой кавалерией 6-го корпуса. После падения Наполеона переходит на службу к королю и в 1819 году становится бароном, генерал-лейтенантом, а в 1835-м инспектором кавалерии. Умер Жером в Париже в 1848 году.


Известен также еврейский офицер наполеоновской армии Анри Роттенбур, за выдающиеся боевые заслуги произведенный в 1814 году в генерал-майоры.
В посленаполеоновской Франции была уже введена всеобщая воинская повинность, и евреи служили наравне с христианами, как показывают официальные отчеты, ни в чем не уступая им — ни в верности служебному долгу, ни в храбрости на поле боя. В частности, отмечено, что евреи давали мизерное количество дезертиров и нарушителей дисциплины.
Военные-евреи умело и мужественно сражались во время неудачной для французов войны с пруссаками 1870 года. Высокую оценку получили они за стойкость и боевое мастерство во время осады пруссаками Парижа. Жители этого города сформировали пять добровольческих батальонов, один из которых был целиком укомплектован студентами раввинской семинарии. Командовавший этим батальоном капитан Жюль Аронсон за свое мужество был награжден орденом Почетного легиона.

Выдающийся героизм проявил в сражении под Седаном капитан Моисей Астрюк. Как известно, там французская армия во главе с маршалом Базеном потерпела страшное поражение и почти целиком капитулировала перед пруссаками. Но до самой последней возможности дрался с ними один только батальон, которым командовал этот еврей, капитан Моисей Астрюк, не покинувший поле боя, несмотря на четыре раны. Его взяли в плен в бесчувственном состоянии, и германский кронпринц, бывший свидетелем его мужества и героизма, когда ему доложили о пленении Астрюка, приказал провести торжественным маршем мимо лежащего на носилках капитана-еврея батальон прусской королевской гвардии, чтобы отдать ему воинские почести. Его освободили и бережно доставили во французский полевой лазарет.
Подполковник Марк Исаак при сдаче французами крепости Мец попал с ее гарнизоном в прусский плен, но при первой же возможности бежал. Немедленно по возвращении он вступил в строй своего полка. В бою Исаак отличался подлинным бесстрашием и за свои подвиги одним из первых в этой войне был награжден офицерским крестом ордена Почетного легиона. Такой же награды были удостоены тогда евреи: майор Давид Рейналь, капитан-сапер Эдуард Липман, майор генштаба Авраам Блюм.
Немало французских евреев достигли высоких военных чинов в армии своей страны. К сожалению, здесь, как и в дальнейших очерках, я могу рассказать только о тех, о ком удалось мне отыскать информацию. Думается, пора установить, что и дальнейшие факты и цифры, к сожалению, будут, так сказать, минимальной константой того, что было в действительности.
Итак, в первую очередь необходимо отметить капитана Жюля Бенджамена Брандона, но совсем не из-за его военного чина. Он — единственный среди евреев, служивших во французской армии в XIX веке, кто был удостоен высочайшей воинской почести — зачисления навечно в списки своего полка. Только величайший героизм давал на это право. Из офицеров, которые особо отличились в одной из больших войн того времени — завоевании Алжира, следует отметить полковников Моисея Бориса и Леопольда Жаваля — эти командиры пехотных полков были удостоены офицерского креста ордена Почетного легиона. Особенно отличился полковник Адольф Вормс де Ромили, к концу службы бывший уже начальником всех инженерных войск французской армии.
Были евреи и среди французского генералитета. В первую очередь следует рассказать о Максе Теодоре Серфбере, генштабисте, который в 1839 году был главой кабинета военного министра Франции. В то время Серфбер имел чин дивизионного генерала. Дивизионным генералом был также Леопольд Сэ, особо отличившийся в Крымской кампании и в войне с Пруссией. Этот же чин имел и кавалер офицерского креста ордена Почетного легиона Эме Ламбер, комендант Версаля во время трагических событий 1870 года. Он же командовал затем экспедиционным корпусом французских войск в Тунисе. В колониальных войнах отличился и другой еврей, бригадный генерал Авраам-Эжен Леви, кавалер ордена Почетного легиона.
Во время франко-прусской войны 1870 года, а до того в Крымской кампании и войнах с Австрией и Италией отличался лихой артиллерийский офицер Бернард Абрахам, награжденный офицерским крестом ордена Почетного легиона. Он в те времена был командиром 17-го артиллерийского полка. В 1883 году Абрахам был назначен командующим артиллерией 12-го армейского корпуса и произведен в чин бригадного генерала.
Одним из самых заслуженных французских офицеров-евреев был Жюстин Деннери, участник практически всех военных кампаний второй половины XIX века, произведенный в чин бригадного генерала в 1906 году, командор ордена Почетного легиона.
И наконец, особо надо остановиться на выдающемся военачальнике того времени Мордехае Жорже Валабреге. Он сделал блестящую военную карьеру, несмотря на то что был в числе самых верных сторонников капитана Дрейфуса и французские антисемиты травили его ненамного меньше, чем самого Дрейфуса. В то время Валабрег был всего лишь подполковником, начальником инженерно-артиллерийской школы. Активная защита Дрейфуса задержала его продвижение по службе. И когда наконец его назначили начальником штаба генерала Андре, то начали травить и самого генерала. Но все-таки способности и заслуги Валабрега перевесили, и в 1908 году его назначили командиром 12-й пехотной дивизии, присвоили чин бригадного генерала, а перед Первой мировой войной он уже командовал 3-м армейским корпусом в Руане. Стоит отметить, что этот доблестный генерал отличился и во время уже самой Первой мировой войны.
Теперь же мы перейдем к событиям конца XIX века, основательно встряхнувшим не только Францию, но и весь тогдашний просвещенный мир. И хотя прошло уже сто лет, думается, среди моих читателей мало найдется таких, кто не слыхал бы хоть малость о трагедии честного офицера капитана Дрейфуса, единственного еврея в генштабе Франции. Это был необычайно талантливый штабной офицер, воплощение профессионализма, исполнительности и инициативы. Вот его-то облыжно обвинили в шпионаже и продаже Германии французских секретных документов. Дрейфуса прилюдно разжаловали и приговорили к бессрочной каторге на Чертовом острове — самом гибельном месте заключения.


Во Франции была поднята яростная антисемитская кампания, особо направленная против офицеров-евреев. И они дружно встали на защиту своей чести и достоинства. Капитан Андре Кремье послал вызов на дуэль редактору антисемитской газетенки «Ла Либре пароль» Дрюмону и убил его. Друзья-антисемиты редактора заявили, что они будут драться со всеми офицерами-евреями и успокоятся лишь тогда, когда увидят их трупы. И действительно, вскоре маркиз Морес убил на дуэли капитана Армана Майера. В ответ капитан Кремье послал вызовы всем редакционным антисемитам и убил еще двоих. Эту эпидемию дуэлей прекратил лишь приказ военного министра Фрейсине, запретившего офицерам драться под угрозой разжалования. В то же время, после двух дополнительных расследований, произведенных под напором общественности, выяснилось, что обвинение капитана Дрейфуса сфальсифицировано. Настоящим шпионом был аристократ барон Эстергази. Капитан Дрейфус был оправдан, выпущен на свободу и полностью восстановлен в своем офицерском достоинстве.
В конце XIX века на действительной службе во французских вооруженных силах состояло 9 полковников, 9 подполковников, 46 майоров, 90 капитанов, 89 лейтенантов — евреев.

Марк Штейнберг

Из книги «Евреи в войнах тысячелетий»