Евреи и арабы во Второй мировой войне

Источник

В сознании многих людей почему-то устойчиво укоренилось мнение, что европейские евреи в годы войны безропотно шли на смерть. Как овцы на бойне. Но это далеко не так. Хотя, в данном посыле и имеется известная доля истины. На протяжении почти четырёх тысячелетней иудейской истории тяжёлые времена на долю евреев выпадали часто. 

Однако еврейский народ всегда надеялся, что, в конце концов, всё образуется. Ведь не зря же ещё царь Соломон написал на своём кольце знаменитую фразу: «Всё проходит и это пройдёт» Так случилось и в начале Второй мировой войны. Несмотря на массовые преследования, повсеместный террор и даже тотальное уничтожение, европейские евреи в большинстве своём подспудно верили, что выжить всё-таки возможно. 

А тут ещё фашисты проделали иезуитский трюк – предоставили евреям гетто некое подобие самоуправления. Разрешили создать так называемые «юденраты», еврейские советы. И неважно, что они, как и само самоуправление, были исключительно, как сказали бы сегодня, виртуальными, тем не менее трюк подействовал. 

Он создавал у обречённых  на смерть людей иллюзию некой надежды на выживание. Однако очень скоро евреи гетто поняли, что «юденраты» в руках фашистов – не что иное, как коварный инструмент планомерного уничтожения еврейского народа. Жизнь в гетто стала уходить в подполье. 

Понятно, оказать серьёзное вооружённое сопротивление нацистским властям евреи не могли. Прежде всего, потому, что у них не было оружия. Да и любая попытка сопротивления хорошо отлаженной военной машине Третьего рейха сразу же приводила к массовым убийствам и самым жестоким репрессиям. Да что там безоружные евреи. Даже современные хорошо вооружённые армии крупных европейских государств не смогли оказать достойного сопротивления фашистам. 

И всё-таки евреи сопротивлялись. Они боролись с нацизмом буквально в одиночку, несмотря на жуткие, невыносимо тяжёлые условия существования в гетто, не говоря уже о лагерях смерти. Несмотря на полную изоляцию от местного населения, которое в лучшем случае относилось к евреям безразлично, а чаще - открыто враждебно.

Поздней осенью 1941 году в небольшом еврейском местечке Косово, что в Карпатах, во время массового расстрела евреев произошёл беспрецедентный акт еврейского сопротивления. Я бы назвал его подвигом. Былые, да и нынешние граждане б.СССР, о нём мало что знают.

Его совершила Сима Штайнер. Молодая очень красивая девушка вцепилась зубами в горло эсесовского офицера, командовавшего расстрелом, и вместе с ним рухнула в ров на тела только что расстрелянных евреев. Поэт Марк Межиборский посвятил этому беспрецедентному подвигу дочери еврейского народа проникновенную балладу.

Памяти Симы Штайнер, павшим и живым евреям г.Косово. 

Год сорок первый. Осень Карпат. 
Давно на востоке фронт. 
Три месяца в городе немцы стоят. 
И свастикой скрыт горизонт. 

Расклеен приказ. И город притих. 
Сегодня, и завтра, и впредь 
Евреям нет места среди живых. 
Евреи должны умереть. 

Немцы спокойны. Эксцессов не ждут. 
Ведь Juden - покорный народ. 
Им приказать - и они придут, 
Детей, стариков и больных принесут. 
И акция "мирно" пройдет. 

И вот на улицах скорбных колонн 
Тяжкая поступь слышна... 
Выхода нет. Из-за темных окон 
Помощь к ним не пришла. 

Но может быть, кто-то ребенка спасет? 
Ведь вместе же столько лет! 
Еврейских детей никто не берет. 
Молчание - весь ответ. 

И вот место акции. Вырытый ров. 
С одной стороны пулемет. 
С другой - уступ на двадцать шагов. 
Эй, schmutzigen Juden, вперед! 

Немцы спокойны. Уверенный тон. 
Евреи раздеться должны, 
Ведь мертвых труднее раздеть потом. 
Эй! Не нарушать "тишины"! 

Мужчины и женщины вместе в ряд... 
Ряд голых, беспомощных тел... 
И злобно овчарки на них рычат, 
От ужаса белых, как мел. 

Двадцать шагов на уступ, в никуда... 
Всей жизни на двадцать шагов! 
Кто может такое забыть и когда! 
Нет в мире страшнее врагов! 

У края уступа стоит офицер. 
Он молод, подтянут и смел. 
Здесь тренирует он свой глазомер, 
Ценитель нагих женских тел. 

- А ну-ка, девчонка, два шага вперед! 
Ты мне приглянулась, ей-ей! 
С тобой проведу я всю ночь напролет. 
Прочь руки, паршивый еврей! 

Она подошла. Встала рядом. Стоит. 
Тело - белее, чем снег. 
А в черных глазах ее радость горит. 
Радость - одна на всех. 

Своей наготы не прикрыла она. 
Кивнула отцу слегка. 
Взглядом измерила ров до дна... 
И вверх взлетела рука! 

Голову немца назад отогнув, 
За волосы оттянув, 
Зубами в горло вцепилась ему, 
Всей грудью к мундиру прильнув! 

Все замерли. Немец качаясь хрипел. 
Солдаты не смели стрелять 
В клубок сплетенных друг с другом тел. 
Их начали разнимать. 

Но крепко обняв офицера, как приз, 
Она скатилась с ним в ров. 
За ними солдаты прыгнули вниз, 
Прямо в еврейскую кровь. 

Не удалось им спасти палача. 
Он умер у них на руках. 
Злобно ругаясь и громко крича, 
Они отгоняли свой страх. 

Побоище длилось несколько дней... 
Но те, кто сумел уцелеть, 
Из уст в уста передали о ней, 
Что с честью смогла умереть. 

Евреи сопротивлялись всеми доступными им средствами. Это были и вооружённые восстания. И побеги из гетто и даже лагерей смерти. И участие в движении Сопротивления практически во всех странах Европы. Евреи воевали в регулярных армиях стран антигитлеровской коалиции, партизанских отрядах и подполье.

Только на территории Белоруссии в период Катастрофы в разное время произошли восстания почти в 140 гетто. Самыми крупными и наиболее известными являются восстания в Белостокском, Минском, и Слонимском гетто. В Белостокском гетто содержалось 50 тыс. евреев. 16 августа 1943г. еврейское подполье начало восстание. 

Отборный батальон эсэсовцев в течение пяти дней вёл ожесточённые бои с практически безоружными еврейскими бойцами. Последний патрон многие повстанцы оставляли для себя. Фашисты жестоко подавили восстание. После чего гетто было ликвидировано. Подобное восстание произошло в октябре 1943 г. в Минском гетто. После его подавления гетто тоже ликвидировали. 

15-ти летний участник восстания в Минском гетто Ицхак Арад (Израиль Рудницкий) после окончания войны репатриировал в Израиль. Он долгие годы возглавлял мемориальный комплекс «Яд ва-Шем» в Иерусалиме. В Израиле вышла книга его воспоминаний. В ней, в частности, имеются такие слова: «…Люди мира должны знать, что мы не шли на смерть безропотно и покорно. Мы сопротивлялись. Делали это как могли. Не редко голыми руками. Но, что удручает поныне, почти всегда без помощи со стороны».

С первых дней существования гетто различные группы еврейской молодёжи неоднократно пытались создать подпольные организации. Их целью была борьба с полицией и немецкими оккупационными властями. Изредка эти попытки удавались. Однако фашисты и местные полицаи тут же жестоко подавляли малейшие попытки еврейского бунта. 

Тем не менее, в истории сопротивления и героизма евреев времён Катастрофы имеются многочисленные примеры личного мужества и благородства узников гетто и лагерей смерти. Уникальным по дерзости и успеху, к сожалению, малоизвестном для граждан СССР, да и всего сегодняшнего постсоветского пространства, явилось восстание в лагере уничтожения «Собибор», произошедшем 14 октября 1943 года. http://www.proza.ru/2013/05/10/1739

То был единственный случай за всю историю Второй мировой войны, когда узники-евреи лагеря смерти сумели, смяв эсэсовскую охрану, вырваться на свободу. Организовал и возглавил это уникальное восстание офицер Красной Армии, лейтенант Александр Аронович Печерский.
 
В местечках Западной Украины и Белоруссии, присоединённых к СССР в 1939 г., многим евреям удалось бежать из гетто. Они присоединялись к партизанам, и сражались с фашистами. В белорусских лесах воевало несколько партизанских отрядов, большинство в которых составляли евреи, бывшие узники гетто и концлагерей. http://www.proza.ru/2012/04/28/1607

Более 30 тысяч советских евреев-партизан воевали против фашистских оккупантов. Среди них были и командиры партизанских отрядов. Вот наиболее известные фамилии: Шалом Зорин, Соня Примак, Изя Лапидус, Исаий Козинец, Натан Фельдман и др. Многие евреи-партизаны награждены боевыми орденами и медалями. В том числе медалью Герой Советского Союза. Самый известный из них командир большого партизанского отряда, секретарь подпольного райкома партии Исаий Козинец. 

В Красной Армии в годы войны воевало более 500 тыс. евреев. Почти 190 тыс. из них пали в боях. Более 150 – удостоены звания Героя Советского Союза. Несколько человек удостоены этого звания дважды. Среди советских евреев, воевавших на фронтах Второй мировой войны, были генералы, адмиралы, командиры всех рангов. Вплоть до командира армии.   

В рядах антигитлеровской коалиции воевало около 1,5 млн. евреев. По общему числу бойцов эту сборную «еврейскую армию» без всякого сомнения можно считать одной из крупнейших армий времён Второй мировой войны. Наибольшее число евреев находилось в армии США – 550 тыс. человек. Среди них – 18 генералов и 7 адмиралов. 

Ударной силой армии США, морской пехотой, командовал в годы войны еврей, контр-адмирал Бени Мурер, награждённый многими орденами США, Великобритании и Франции. А всего правительство США удостоило боевыми наградами 36 тысяч своих воинов-евреев. Трое, сержант И.Вакман, лейтенант Р.Зусман и генерал М.Роуз, были отмечены высшей наградой США – «Медалью Славы». 

На фронтах Европы, Азии и Дальнего Востока во время Второй мировой войны погибло около 35 тыс. евреев-солдат и офицеров американской армии. Президент США Ф.Рузвельт в одной из своих речей в 1945 г. так оценил вклад еврейских граждан в дело победы над фашизмом: «Мы гордимся патриотизмом и героизмом, проявленными во время войны гражданами США иудейского вероисповедания. Это удар по фанатикам и ненавистникам».  

В королевских вооружённых силах Великобритании воевало более 60 тысяч евреев из Австралии, Канады, Новой Зеландии и ЮАР. Среди них 11 генералов. Евреи служили во всех родах войск, но больше всего их было в авиации. 14 тыс. человек. 

В бригаде «Свободная Франция», входившей в Освободительную армию генерала де Голля, воевало более тысячи французских евреев. И не только французских. Около 700 из них были удостоены боевых наград. Очень много евреев воевало в партизанских отрядах «маки». За годы войны еврейские партизаны Франции провели более 2 тыс. боевых операций.

Как известно, польская армия смогла продержаться против германского вермахта всего лишь один месяц. Но за это время в кровопролитных боях погибло более 35 тыс. воинов-евреев. Многие солдаты и офицеры еврейской национальности попали в плен к фашистам. Большое количество оказалось в советском плену. Кое-кто угодил в ГУЛАГ. 30 тыс. евреев воевали в Красной Армии.

 Об участии евреев во Второй мировой войне я вкратце рассказал. Арабы тоже в ней участвовали. Однако в отличие от евреев не внесли какого-либо заметного вклада в падение турецкой власти в Эрец-Исраэль. Многие из них даже воевали на стороне Турции. 
См. http://www.proza.ru/2013/03/31/2148

Единственным, кому удалось поднять арабов на серьёзную борьбу с турками, был легендарный английский авантюрист и мистификатор Томас Эдуард Лоуренс (Лоуренс Аравийский). Он смог организовать анти турецкое восстание в Хиджазе. Теперь это провинция Саудовской Аравии, где расположены города Мекка и Медина. 

Лоренс убедил шерифа Мекки Мухаммеда Хусейна возглавить восстание. За участие в войне против Турции Британия пообещала шерифу после победы создать огромное арабское государство. В него кроме Хиджаза предполагалось включить также Сирию и Палестину. 

Однако обещания британцев на деле оказались одним сплошным блефом. К слову сказать, не меньшим блефом оказались их же обещания Аарону Ааронсону, организатору и руководителю организации «НИЛИ». http://www.proza.ru/2013/08/30/2122http://www.proza.ru/2013/08/31/431

Немало евреев-подпольщиков отдали жизнь, добывая для англичан ценнейшую военную информацию оперативно-стратегического характера. И как же отблагодарили евреев Палестины Королева Британской империи и её лидеры? Чем они им помогли?
 
Какая уж там благодарность, тем более помощь! Истеблишмент Англии однозначно занял про арабскую позицию. Чего только стоили действия британского флота в Средиземном море после окончания Второй мировой войны! 

Холокост европейского еврейства лидеров Британской империи, похоже, не впечатлил. Англичане всей своей морской мощью и после войны с изуверской жестокостью продолжали пресекать любые попытки полуживых узников, чудом выживших в нацистских лагерях смерти, пристать к заветным берегам Эрец-Исраэль. Вплоть до того, что топили утлые судёнышки с несчастными людьми. Вот он изощрённый политический цинизм самой старой в Европе демократии!!! 

 Местное арабское население в своём подавляющем большинстве встретило войска англичан с чувством глубокого разочарования. Не оказало им никакого содействия. Такое поведение было естественным и вполне логичным. Никаких признаков арабского национального движения в тот период в Палестине ещё не было и в помине.

 Вообще палестинские арабы не ощущали себя тогда единой нацией. Да и сейчас это не единая нация, а неустойчивый конгломерат хамул, по-русски кланов. Общенациональное чувство у них не распространялось дальше места проживания. 

По воспоминаниям многочисленных свидетелей тех времён житель Бейрута, Шхема или Хеврона называл себя бейрутцем, шхемцем или хевронцем. Национального понятия палестинец у арабов тогда не существовало. И так они себя не называли.

 Местное арабское население не считало Палестину своей единой страной. И уж конечно не относилось к ней с трепетом, с каким евреи воспринимали Эрец-Исраэль. До того, как арабские лидеры были вовлечены в политические интриги вокруг возвращения евреев в Эрец-Исраэль, местные арабы совершенно чётко и однозначно признавали связь евреев с этой землёй. Но главное – право евреев на неё.

Эмир Фейсал тогдашний признанный политический лидер арабского мира, некоторое время бывший королём Сирии, а затем Ирака, ещё в феврале 1919 года подписал с президентом ВСО доктором Вейцманом соглашение, определявшее основы отношений между арабским государством и евреями Палестины.

 В этом уникальном документе совершенно ясно и недвусмысленно, как само собой разумеющееся, признавалось, что Палестина в дальнейшем будет еврейским государством. Приведу одну не менее уникальную цитату из интервью короля Сирии Фейсала корреспонденту телеграфного агентства «Рейтер» в марте 1919 года. 

«…Нет никакой подозрительности в отношениях арабов и евреев-сионистов. Мы намерены строить эти отношения на порядочности. Евреи-сионисты обещали националистически настроенным арабам Палестины сделать всё от них зависящее, чтобы они получили своё в этой честной игре…». 

Сегодня поражает даже не содержание высказывания. Кажется невероятным, что такую фразу, вообще, мог когда-либо произнести араб.

Ещё больше поражает заявление Фейсала, сделанное после парижских мирных переговоров с сионистской делегацией. Вот небольшая выдержка из заключительного резюме: «Мы, арабы, главным образом просвещённые среди нас, относимся к сионистскому движению с глубоким пониманием.

 Наша правительственная делегация здесь, в Париже, тщательно изучила предложения, представленные руководством Всемирной Сионистской организации. В результате считаю возможным заявить следующее: предложения в целом мы находим вполне справедливыми и достаточно умеренными». 

Сирийский король, в принципе, согласился с границами будущего еврейского государства. С позиций сегодняшнего дня они кажутся фантастикой. На севере граница проходила по южному берегу реки Литани. На востоке предполагаемое государство евреев граничило с арабским королевством (ныне Иордания). Причём граница захватывала не только западный берег реки Иордан, но и довольно широкую полосу к востоку от реки. На юге еврейское государство включало в себя приличную часть Синайского полуострова. 
                                                              
В соглашении, подписанном Хаимом Вейцманом и королём Фейсалом, имелись невероятные для сегодняшней реальности пункты. В нём в частности говорилось, что в будущем арабское государство (Иордания) и Палестина (еврейское государство) в своих отношениях и совместных действиях будут придерживаться духа доброй воли и сердечного взаимопонимания, для чего с обеих сторон будут назначены специальные полномочные комиссии.

В отношении законодательства и управления Палестиной «Соглашение…» предполагало использовать все средства, дающие гарантию реализации «Декларации Бальфура» от 2 ноября 1917 года. 

А вот ещё несколько пунктов, которые сегодня тоже кажутся фантастикой. В одном из них предусматривалось принятие необходимых шагов для поддержания и увеличения иммиграции евреев на территорию Палестины. В другом – интенсификация поселенческого движения с целью освоения пустующих земель. 

  23 марта 1918 года в газете «Аль-Кабла», выходящей тогда в Мекке, была опубликована весьма занятная статья шерифа Хусейна, отца короля Фейсала. Небольшая цитата из неё: «…Богатство Палестины – необработанная девственная земля. Она будет возделана руками еврейских иммигрантов и расцветёт. 

Меня поражает, как легко палестинец оставляет свою страну и уезжает в дальние края. Его не может удержать место, где он родился. Где 1000 лет жили его предки. С другой стороны, мы видим, как евреи из разных стран с энтузиазмом приезжают в Палестину. Для подлинных сынов еврейского народа эта страна священна и любима…». Такое впечатление, что статью написал не глубоко религиозный мусульманин, а истинный сионист.

 И последний штрих на данную тему. В том же 1918 году лидеры мусульманской и христианских общин Палестины официально признали «Декларацию Бальфура» и выразили своё положительное отношение к иммиграции евреев в Палестину. 24 июля 1918 года на горе Скопус в Иерусалиме был заложен первый камень в основание Еврейского университета.

Под камень, который затем замуровали в основание здания, положили капсулу со свитком. Этот символический документ среди прочих подписал и главный иерусалимский муфтий Камиль аль-Хусейн. 

В свитке в частности говорилось, что университет основан в день 21-й годовщины со дня открытия первого Сионистского конгресса и в первый год «Декларации Бальфура», гарантировавшей создание национального очага еврейского народа в Эрец-Исраэль. 

Похоже, мусульманский лидер, муфтий Хусейн, против такого хода событий не возражал. В противном случае, зачем бы ему было оставлять свой автограф на данном документе? 

Теперь, спустя почти столетие, лидеры палестинских арабов в отличие от своих трезвомыслящих предков твёрдо стоят на позициях самого оголтелого экстремизма. За прошедший век арабо-мусульманские вожди и главари, к великому горю арабов и евреев,  по словам первого премьер-министра Израиля Бен-Гуриона «не упустили ни одной возможности упустить возможность».

 Ясер Арафат, архитеррорист, лауреат Нобелевской премии мира (чего она после этого стоит?) в конце своей жизни таки признал еврейское государство. Конечно, для Израиля честь не большая. Но, всё-таки! 

А вот сегодняшний «Хамас», крайне радикальная террористическая организация, ставленник ливанской «Хизбаллы» и Ирана не желает совершить даже такую малость. Обезумевшим от ненависти клерикальным фанатикам не нужно палестинское государство рядом с Израилем. 

Они хотят создать ещё одно мусульманское государство, 23-е по счёту, вместо единственной в мире еврейской страны. А пока их главной целью является истребление евреев. Чем больше, тем лучше. 

Я уж не говорю о глубокой древности и средневековье. Но и в наши времена к тому же в Европе призывал Гитлер, а на Ближнем Востоке – иерусалимский муфтий Мухамед Амин Аль-Хусейни. Так что варварское желание мракобесов далеко не оригинально.
   
Скажу пару слов и об «оккупированных территориях». Естественно, не о всей колоссальной проблеме, а только о самом термине. С чисто юридической точки зрения, таких территорий сегодня в Палестине не существует. Сектор Газа и Западный берег реки Иордан после развала Оттоманской империи никакому государству на законных международных основаниях никогда не принадлежали. 

Египет и Иордания после Войны за Независимость с 1949 года точно так же, как Израиль сегодня, удерживали эти территории. И мир молчал. Оккупантами эти страны никто не называл. Ни официальные и общественные организации, ни так называемая миролюбивая мировая общественность, ни отдельные частные лица.

Последние месяцы Первой мировой войны оказались самыми драматичными в истории Эрец-Исраэль. Наступало жестокое безвластие. Завершался 400-летний период правления Оттоманской империи. Или можно сказать, период 1900-летнего властвования чужеземцев в Эрец-Исраэль.

 В течение этого бесконечного времени ни один народ, ни один властитель не превратили землю, обетованную евреям, в свой национальный дом. Причину уверенно назвать не могу. Толи не хотели, толи сил не хватило. И это, несмотря на то, что евреи не смогли бы сильно помешать таким планам. 

В начале двадцатого века палестинские мусульмане и христиане сошлись во мнении. Они официально признали веками выстраданное право еврейского народа стать хозяином этой брошенной всеми земли. Миф об исторических притязаниях арабов на землю Эрец-Исраэль появился значительно позже.