"Дорогой Иисуса" (фото-путешествие по Израилю) 

 

Источник

 

Фоторассказ о святых для христиан местах на земле Израиля

Если есть хоть малейшая возможность – это надо сделать. 

Увидеть своими глазами места, где Он жил. Улицы, по которым Он ходил. Дома, куда приходил в гости. Провести ладонью по древним стертым камням, к которым до тебя прикасались десятки тысяч ладоней. Вдохнуть сухой здешний воздух – такой же, каким он был двадцать столетий назад. 

Такое путешествие хорошо ставит мозги на место, лечит сердце и душу. Потому что ты понимаешь насколько сложен и разнообразен мир – и религиозный, и светский. Насколько хрупка и непредсказуемая жизнь человека. Сколько агрессии, злобы и непонимания вокруг. И что противостоять жестокой мути можно только путем света и добра. Тем путем, которым прошел Он. И который Он показал другим. 

Для человека верующего путешествие по святым местам Израиля - это возможность помолиться в храмах, построенных на месте событий, описанных в Библии. Для неверующего – увидеть как жили люди 2000 лет назад. И предаться размышлениям о том, почему именно в этих местах зародились главные религии мира. 

В любом случае, такая поездка – для верующих – паломническая, для любознательных туристов – экскурсионная, станет одним из главных событий в вашей жизни. 
 
 

Назарет. Благовещение 

Здесь жила Дева Мария

Если уж строго придерживаться хронологии, то начинать поездку по «местам жизни и деятельности Иисуса Христа» нужно, конечно, с Вифлеема (Бейт-Лехем – на иврите). Этот город на Западном берегу реки Иордан сейчас контролирует Палестинская национальная администрация. Именно здесь, как свидетельствуют Евангелия, произошло Рождество Иисуса Христа. А волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото, ладан и смирну.

Сюда возят экскурсии. И побывать в Вифлееме можно (если только не произойдет очередное обострение между арабами и евреями). Но у меня не сложилось. Дорога увела на север Израиля. Вот так сложился путь. Первой точкой в этом удивительном пути стал Назарет (Нацерет – так он произносится на иврите).

Именно здесь, утверждают Святые Писания, архангел Гавриил сообщил Марии о зачатии от Святого Духа. Здесь рос мальчик по имени Иисус.

Две тысячи лет назад это была небольшая еврейская деревушка. А несколько столетий спустя она становится местом паломничества христиан. Первая церковь – Церковь Благовещения была построена в те времена на месте дома, где жили Иосиф и Мария. В те времена дома устраивали в двух ярусах (этажах). Первый (нижний) выдалбливали в скале. Благо местный камень легко поддавался обработке. Здесь жили, прятались от жары, держали продукты. Оно и понятно - климат жаркий, а в скальных пещерах температура значительно ниже. Над пещерой надстраивали второй этаж. Здесь отдыхали вечерами, общались, торговали. Вторые, надстроенные этажи, понятное дело, за столетия не сохранились. А вот первые – выдолбленные в скалах – в приличном состоянии, что им сделается? Такие жилища до сих пор находят и ими занимаются археологи. Так что и ученые подтверждают: действительно, в этом месте мог стоять дом семьи Иисуса. Или совсем рядом. В деревушке-то жило несколько семей. И, понятно, поселились они неподалеку от источника.

Греческая православная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и построена на Святом источнике. Сюда за водой приходила Дева Мария. И здесь ей явился ангел, сказавший: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Источник Пресвятой Богородицы сохранился. Он находится в крипте храма в отдельном притворе с устроенным над ним престолом. Над престолом – чудотворная икона «Благовещения у кладезя».

А рядом в нескольких сотнях метров – Храм Благовещения. Этот крупнейший на Ближнем Востоке собор принадлежит Ордену францисканцев.

Считается, что он построен на месте, где было жилище Девы Марии. В католической традиции считается, что Благовещение произошло не у источника, а ангел явился в этот самый дом.

Храм состоит из двух уровней. Нижний как бы обнимает Грот Благовещения, накрывающий первый, нижний этаж дома Девы Марии. А верхний был построен в 1969 году по проекту выдающегося итальянского архитектора Джованни Муцио. Он напоминает громадный корабль, возносящийся к небу. А на куполе его под крестом сооружен настоящий маяк. Он зажигается каждую ночь, чтобы показать путь заблудшим душам. 

Меня же впечатлили мозаики с изображением Девы Марии, присланные из самых разных стран – от Китая до Чили, от Сингапура до Кореи. Насколько по-разному видят одно и то же люди, исповедующие одну и ту же религию! 

В Назарете Иисус провел детство. Здесь он учился ремеслу у плотника Иосифа. Здесь читал священные книги. И здесь неподалеку совершил первое свое чудо... 
 
 
 
Храм, построенный над источником.
 
 
Весь центр Назарета по сути посвящен Благовещению и детству Иисуса.
 
 
Почему-то в источник Пресвятой Богородицы посетители Храма кидают монетки.
 
 
Францисканский Храм Благовещения - совершенно необычное здание.
 
 
Считается, что здесь жили Иосиф и Мария.

Кана. Первое чудо. Ярденит 


«В Кане Галилейской положил Иисус начало знамениям, и явил славу Свою».
От Иоаннa, 2:11



Кана – небольшой поселок неподалеку от Назарета. Обычные дома из светло-желтого камня. Но это сейчас. Во времена Иисуса все было наоборот. Назарет – небольшая деревушка, Кана – поселение покрупнее.

...Домики, домики, домики, узкие улочки. Пробираемся к Храму.

Именно здесь, в Кане Галилейской Иисус совершил свое первое чудо.

Иисус пришел сюда на свадьбу к родственникам. Был уже третий день торжества. Но вот беда – закончилось вино. Скорее всего, семья была бедная, не смогла запасти достаточно свадебного напитка. Позор…

И тогда Мария просит сына помочь (считается, что Она помогала в организации торжества). Иисус предупреждает мать, «что ещё не пришёл час Мой». Но решает помочь новобрачным. Он просит слуг наполнить большие каменные сосуды, в которых обычно хранили воду. А потом зачерпнуть из сосудов и отнести жидкость распорядителю трапезы. Тот пробует и удивляется: обычно на третий день пира остается самое дешевое, простенькое вино, а тут ему поднесли лучший напиток!

Рядом друг с другом в Кане две церкви, посвященные этому событию. Францисканская церковь Венчания. У нее две башни на фасаде, которые словно символизируют собой венчающихся. В крипте – два каменных кувшина. Нам говорят, что это именно те, в которых совершил чудо Иисус. А чуть подальше - греческая православная церковь Первого Чуда. И здесь тоже у алтаря два каменных сосуда. И тут тоже священники утверждают, что это «те самые». Если считать, что на свадьбе было шесть таких сосудов – что ж, может четыре из них сохранились…

Церковь эта очень домашняя, «своя». И не удивительно. Построена она на русские средства, за счёт средств Императорского Православного Палестинского Общества. При входе – изображения преподобного Сергия Радонежского и святой праведной Елизаветы, в честь одноименных покровителей, почётных Председателей ИППО Великого Князя Сергея Александровича и святой мученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Да и большинство икон - русской работы.

А еще чуть дальше – россыпь сувенирных магазинов. Главный товар – вино из «Каны». Конечно, вино это не марочное, везут его из разных районов Израиля, а здесь наклеивают соблазнительные этикетки. Цены разные. Пробуйте – может что-то и придется по вкусу.

Водоносы в греческой церкви.

 

По пути в Капернаум

Известно, что Иисус бывал в Кане несколько раз. Скорее всего, в последний раз он проходил здешними улочками тогда, когда его изгнали из Назарета. Помните: 
«У слышав это, все в синагоге исполнились ярости; 
И, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город был их построен, чтобы, свергнуть Его; 
Но Он, пройдя посреди них, удалился» 
Лука. 4: 28-30. 

В общем, местная община хотела удостовериться в чудесах, совершенных Иисусом, и потребовала их повторить. Совершать чудеса только ради чудес Он намерен не был. 

Связываться в конце концов с Иисусом, у которого уже были свои ученики и почитатели, местные жители не решились. С горы сталкивать не стали, а дали просто уйти из города. 

Вот тогда-то Иисус, вероятно, в последний раз побывал в Кане. Он отправился на озеро Кинерет и город Капернаум, где его любили и ждали. 

По дороге из Каны в сторону озера Кинерет (оно же Галилейское море) мы проезжаем «Ярденит» - это специально оборудованное место чуть ниже по течению – там, где река Иордан вытекает из озера Кинерет. Это не то место, где Иоанн крестил Иисуса. И об этом предупреждают. Но многие считают, что уже самое омовение в водах Иордана – дело благое, богоугодное. Главное – прихватить с собой заранее рубашку, в которой вы погрузитесь в зеленоватые прохладные воды реки. 

В магазинчике рядом со специально оборудованными сходами к речке такие рубашки довольно дороги. А окунаться в бикини или в плавках, понятное дело, никому не разрешают. 

«Ярденит» - место не святое, просто удобно оборудованная площадка для тех, кто хочет совершить омовение. Но вот мысли и молитвы с которыми вы будете погружаться в воды реки, где в свое время крестился Иисус, и есть главное таинство процедуры. 
 
 
 
В таких сосудах хранилась вода, которую Иисус превратил в вино. А совсем не в кувшинах.
 
 
Сейчас это греческая церковь Первого Чуда.
 
 
«Ярденит» - место не святое, просто удобно оборудованная площадка для тех, кто хочет совершить омовение.
 
 
В месте, где Иордан выливается из озера Кинерет, устроили место для омовения.
 

 

Галилейское море. Храмы

О жизни Иисуса Христа в Назарете известно не так уж много. А вот о событиях, произошедших в окрестностях Галилейского моря (оно же – озеро Кинерет), Библия повествует достаточно подробно. И это помогает привязать события к местности. А – самое главное - представить, как было на самом деле.

 

Нагорная проповедь

Она была произнесена, когда Иисусу было около 30 лет. На берегу этого самого Галилейского моря. Где? На горе (от того и Нагорная). Но в этой части Галилеи нет гор! Возможно ли, что за горы тогдашние жители принимали холмы? Возможно. А, возможно, понятие «холм» или «гористая местность» за столетия упростили до «горы». У исследователей есть разные точки зрения. 

Во времена Византии считалось, что проповедь произнесена была на горе Карней Хиттин, в шести километрах от Тверии. Позже богословы склонялись к тому, что на горе Арбель, расположенной на западном берегу Галилейского озера, южнее Капернаума. Но в 1937 году по проекту итальянского архитектора Берлуцци на вершине горы Нахума неподалеку от Табхи католики построили храм, посвященный Заповедям Блаженства. Именно это место сегодня считают горой Блаженств. 

Вопрос: так ли уж существенно с точностью до метра установить место, где была произнесена знаменитая проповедь? Мне кажется – не существенно. Важно, что она произнесена в этих местах. Важнее то, что было сказано в ней Иисусом. 

А привязка к местности просто помогает паломникам и туристам связать свои знания и понимание сказанного с побережьем библейского озера. И таким образом еще раз в голове сложить: Иисус существовал, Он жил среди нас, ходил вот по этим тропинкам, смотрел на воды этого озера, размышлял, сидя вот под таким же оливковым деревом. 

Важное отступление. Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди Блаженства. В нее же входят молитва Отче наш, заповедь «не противиться злому», «подставить другую щёку», а также Золотое правило. Лев Толстой считал, что именно в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения.
 
 
Храм Нагорной Проповеди.

Менза Кристи

Здесь же неподалеку – небольшая францисканская церковь Первенства Петра или Менза Кристи. Она как бы накрывает кусок скалы – Менза Кристи, что на латыни означает «стол Христа». Считается, что именно здесь Иисус после воскресения приготовил трапезу ученикам. И здесь же Он установил главенство Петра, сделал пастырем стада Его, трижды произнеся: «иди паси овец». 

А рядом – опять же католическая Церковь Умножения Хлебов и Рыб. Она воздвигнута на месте, где произошло чудесное умножение хлебов и рыб. Помните историю о том, как Иисус отправился к озеру, чтобы уединиться. А за Ним пошли Его ученики, потом из Капернаума подошли и обычные местные жители. Весь день Он помогал страждущим. А когда народ проголодался, сумел накормить всех, имея только пять хлебов и две рыбы. 

Часть церкви в июне прошлого года подожгли вандалы. 

Что удивительно – церкви разных конфессий, расположившиеся в святых местах на побережье озера, не выглядят богато. Я видел десятки более помпезных, величественных, массивных храмов. А тут все скромно, чинно, аккуратно и очень тихо. Даже несмотря на толпы посетителей. 
 
 
Менза Кристи. Внутри - стол, за которым обедал Иисус с апостолами после воскрешения.

Монастырь Двенадцати Апостолов

Удивительный уголок неподалеку от католических церквей совсем с другим настроением – Греческий Монастырь Двенадцати Апостолов. Пронзительно-светлый, с алыми, несколько выгоревшими на солнце, куполами, над которыми золотятся кресты. За всем хозяйством присматривает один-единственный монах – брат Иринарх из Македонии. Помогает ему по мере сил его отец. Место очень гостеприимное, ухоженное. А в знойном израильском климате очень непросто содержать в порядке сад, кусты, которые бережно обнимают беседку, давая прохладу путешественникам.

По преданию, Монастырь Двенадцати Апостолов стоит на месте дома, где Иисус исцелил паралитика. «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми…»
 
 
Во дворе Храма Двенадцати Апостолов.

Подворье Марии Магдалины

А матушка Силуана в одиночку смотрит за подворьем Марии Магдалины. И у нее тоже хозяйство немаленькое. 

Подворье Марии Магдалины построено на месте, где по преданию Иисус изгнал семь бесов из Марии Магдалины. Оно зажато с одной стороны побережьем озера Кинерет, с другой – шоссе, идущим от города Тверия. Неподалеку гора Арбель (помните, некоторые богословы считают ее истинным местом, где была произнесена Нагорная проповедь). 

На подворье большой тенистый сад. И три знаменитых целебных источника. Один - теплый родоновый. Другой «глазной», в котором набирают воду для питья и умывания. А третий – тот самый, в котором Он исцелил Марию Магдалину. 

Храм и территорию начали приводить в порядок только в середине 90-х годов. Сейчас здесь есть даже дом для приема паломников. Но многое еще нужно сделать, чтобы был настоящий порядок.

Подворье не владеет прибрежной полосой. А, на беду, в этом месте как раз к воде подходит пологий берег. И сюда на пляж приезжают и шумные подростки, и развеселые компании. Конечно, они своим буйством нарушают благостный ход жизни в подворье. Чтобы оградить себя от мирской суеты, матушка организовала установку забора, отделяющего территорию от пляжа. Но забор, на мой взгляд, получается хлипкий. А на солидное заграждение денег нет. 

Я не в праве судить на что и как тратит деньги Русская православная церковь. Но вот что точно – подворью Марии Магдалены нужна помощь. В том числе и финансовая. Если у кого-то из читателей появится желание поддержать труды матушки Силуаны – напишите мне по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Ну а я, если пойму, что намерения у вас добрые и серьезные, помогу связаться с ней. 

Да, православных в подворье пускают без предварительной договоренности. А вот обычным экскурсантам путь сюда заказан. 
 
 
 
Вход в подворье Марии Магдалены.
 
 

Тот самый камень, который считается «столом Иисуса».

 

Капернаум. Город Господа 

Капернаум (на иврите произносится как Кфар Нахум) – место, где обладая некоей долей воображения, в общем-то нетрудно представить как все могло быть во времена Иисуса. 

Храмы, даже построенные на библейских местах, обращены все-таки в сегодняшний день. И переход из первого века нашей эры в день нынешний прост – всего несколько ступенек. Тем более, что большинство храмов в Галилее относительно новые – постройки 19 и 20 веков. 

Капернаум же – это раскопанный археологами город (по нынешним меркам совсем крошечный). Но вот они улицы. Вот – дома. Вот - синагога. Вот дом апостола Петра. Здесь Иисус вылечил тещу Петра.

Сюда пришел из Назарета Иисус. Здесь ему было комфортно. Здесь он обрел пятерых своих учеников-апостолов.

Это та самая история, которую можно потрогать. Можно пройтись по узенькой улице путем, которым наверяка шел Он из дома Петра в синагогу, где часто проповедовал. 

В археологическом парке Капернаума есть фрагмент колонны, на которой нацарапана надпись: «Хальфи (Альфеус) Бар-Зевида (Зебида) сын Йоханана сделал эту колонну, да благословится он». В Евгангелии от Матфея говорит, что апостолы Иакова и Иоанна были сыновьями человека с фамилией Зеведей. Вернее, были потомками человека с таким именем. Если учитывать переводы Евангелия, в результаты которым имена собственные тоже получали несколько иное звучание, можно предположить, что Бар-Зевида сын Йоханана мог быть тем самым Зеведеем, вернее его потомком, т.к. колонну создавал некто, живший через несколько веков после Апостолов. 

Во время Иисуса в Капернауме жило около 500 человек. Крупный населенный пункт. И небедный – мимо проходили-проплывали торговцы, везущие товары с побережья Средиземного моря в Сирию и Малую Азию. Здесь даже была таможня. В общем, не чета Назарету. 

Над домом апостола Петра в византийские времена была построена восьмиугольная церковь. Понятно, что во времена османского владычества она пришла в упадок и превратилась в развалины. Нынешний католический храм построен на опорах и как бы прикрывает собой и дом Петра, и византийские руины. 

Во 2 веке в Капернауме образовалась одна из первых общин иудеев-христиан.

Вход в Капернаум.

Чудеса

В Капернауме Иисус исцелил сына царедворца, тещу апостола Петра, лежавшего при смерти слугу римского сотника, изгнал нечистого духа из одержимого, очистил прокаженного. Но жители города не приняли Христа, хотя и разрешали ему проповедовать в синагоге (напомню, у иудеев синагога - не храм в понимании христиан, а нечто вроде общинного центра, где молятся, справляют праздники, поют, спорят). Хотя в общем-то и сторонники у Него здесь появились – те самые апостолы. 

Но все же город в те времена был больше увлечен торговлей, таможней и прочими утилитарными делами. И тогда Иисус произнес в адрес горожан пророчество: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». И правда – в 749 году он был полностью разрушен землетрясением. 

Это место засыпала земля, оно поросло колючей, задиристой травой. В каком-то смысле нам, нынешним жителям планеты, повезло. Больше тысячи лет здешние развалины никто не тревожил. И только археологи в прошлом веке начали раскопки. В результате мы можем видеть Капернаум практически в том виде, в каком он был во времена Иисуса. 

Синагога в Капернауме.

Рыбацкая лодка

Еще одна удача археологов (чудо?). Неужели та самая лодка? В Евгангелии это плавсредство упоминается часто и играет важную роль. Помните: «И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском» «И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка» «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его» «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю». Из той самой лодки пошел, между прочим. 

И вот в 1986 году братья Моше и Юваль Люфан неподалеку от Капернаума обнаружили в иле лодку. Озеро обмелело – и вот он – подарок для пытливых. Правда, еще одна странность (совпадение) – когда они нашли лодку, небо пронзила радуга. 

Извлечь из ила деревянную лодку, пролежавшую в нем много веков, дело сложное. Доски очищали кропотливо и осторожно, тут же обрабатывая быстро твердеющей пеной. 

Находку сразу же окрестили «Лодкой Иисуса». И есть немало оснований, чтобы считать, что на ней или на очень похожей и построенной в то же время плавал Он. В лодке нашли глиняную посуду (лампаду и кастрюлю). А когда воссоздали облик раскопанного сокровища, выяснилось, что он точно совпадает с картинкой из мозаики, раскопанной в поселении Мигдаль (да-да, родины той самой Марии). Мозаика датируется первым веком. 

Интересно, что для постройки и починки лодки использовалось двенадцать пород дерева! Это и ливанский кедр и дуб, а также сосна, рожковое дерево, церсис европейский, платан, сикомор, ива, боярышник, зизифус, лавр, фисташка туполистная. 

Параметры «Лодки Иисуса»: 8.2 метра в длину, 2.3 метра в ширину и около 1.25 в высоту. 

Я видел ее в музее кибуца Гиносар, где специально под лодку было построено здание, поддерживающее нужный температурный режим. 
 
 
 
Извлеченная археологами из ила рыбацкая лодка.
 
 
Вот так выглядела лодка времен Иисуса.
 
 
Дом апостола Петра накрыт стеклянным куполом, находящимся внутри католического храма.
 

Дом Переправы. Иоанн Предтеча

 

Вифавара

Так греки произносят еврейское словосочетание «Бейт авара» - то есть «Дом переправы». 

Это одно из знаменательных мест в истории Израиля, и важная точка для представителей разных конфессий. 

Историки говорят, что в этом месте с низовьях реки Иордан был брод или переправа. Именно здесь расступилась река и сыны Израиля во главе с Иисусом Навином вошли в землю Обетованную. 

Позднее, именно здесь вознёсся на небо в огненной колеснице Илья-пророк. Здесь Иисус Христос был встречен Иоанном Предтечей и омыт водами Иордана. В общем, место трижды святое. 

С 2011 года израильские власти открыли здесь доступ к реке и оборудовали сходнями, туалетом и раздевалкой с душами место для верующих. Называется оно Каср эль-Яхуд. 

Правда, по Иордану в этом месте проходит граница. Поэтому на одном берегу под тентами сидят, обнимая автоматы, израильские военные. На другом, совсем-совсем рядом, прячутся от солнца иорданские пограничники. Конфликтов между военными нет. 

Место в общем-то спокойное. Но мне, честно говоря, наличие рядом людей с боевым оружием добавляло беспокойства. Но это мое личное восприятие.

Десятки людей спокойно облачались в крестильные рубахи и погружались в Иордан, не обращая внимание на людей в темно-зеленой форме. 

Опять же нет точных свидетельств, что переправа была именно в точке с этими координатами. Река за это время несколько раз меняла русло. Вода здесь уже не такая прозрачно-голубая, как в Ярденит, а желтая, смешанная с илом. 

Но я знаю верующих, которые в Ярдените окунаться отказались, а специально поехали в Вифавару, считая ее местом «истинным». Что ж – в этом случае каждый решает сам чему верить и как себя вести. 

Будущим паломникам могу только подсказать – погружаться в воды Иордана традиция предписывает в специальной крестильной рубахе. Можно ее купить и возле Иордана. Но лучше запастись своей или купить в церковных лавках заранее. 

На Крещенский сочельник в Каср эль-Яхуд Патриарх Иерусалимский совершает чин великого освящения воды. Он спускается к водам реки Иордан и погружает крест в её воды. Во время торжественной церемонии в воздух выпускается белый голубь в память о событии Богоявления. 
 
 
С 2011 года это место доступно для паломников.

Монастырь Герасима Иорданского

Мужской монастырь Иерусалимской православной церкви – Монастырь Герасима Иорданского от Каср эль -Яхуд совсем близко. От реки Иордан километра два, не больше. Считается, что монастырь этот был заложен еще в 5 веке. Понятно, что с тех времен монастырь не раз разрушали, он приходил в запустение. Но каждый раз в конце концов его восстанавливали. 

Нынешние его здания меньше похожи на церковь, а скорее напоминают крепость, приспособленную для богослужений. В принципе, прежде так было и на Руси – монастыри во время войн и нападений врагов превращались в крепости. Внутри – уютный дворик, напоминающий дворики в приморских городах. 

Последний раз монастырь возобновил деятельность только в 1976 году с приездом греческого монаха, архимандрита Хризостома. Сегодня здесь проживает около 30 насельников, включая монахов из Болгарии, Греции, Румынии, России и Кипра. 

Монастырь Герасима Иорданского знаменит собственными символами. На мозаичном полу, на фресках и иконах монастыря обычно изображены лев и осел. Эти животные связаны с историей жизни Герасима Иорданского. 

Есть такая легенда. Святой Герасим шел по Иорданской пустыне и встретил льва, который протянул ему лапу. Лапа была сильно воспалена. Герасим вытащил из лапы колючку, очистил рану от гноя и обернут ее тканью. И лев пошел за Герасимом. Лев поселился в монастыре. 

А вот история про осла. Осел носил монахам воду из Иордана. Льву поручили сопровождать осла к реке. Однажды лев уснул на солнце, оставив осла пастись. А в это время мимо проходил караван арабского купца. Тот привязал осла к верблюду и забрал с собой. Когда лев проснулся, он не нашел осла. Святой Герасим решил, что лев съел осла. И тогда Старец поручил ему носить воду вместо осла. 

А спустя какое-то время через пустыню снова шел караван арабского купца. Лев узнал осла, напал на купца и вызволил животное. Лев привел осла в монастырь. Герасим Иорданский извинился перед львом и дал ему прозвище «Иордан». 

Одна из знаменитых реликвий монастыря – икона Божией Матери «Млекопитательница». Многие останавливаются перед иконой «Моление (плач) Иисуса Христа об абортах», написанной игуменом Хризостомом. 

Монастырь является чтимым местом Православной Церкви. Считается, что на этом месте в пещере останавливалось на ночлег Святое Семейство – Мария, Иосиф и младенец Иисус. Они шли в Египет, спасая свою жизнь от царя Ирода. В ту ночь Мария кормила грудью младенца Иисуса. 
 
 
 
Символы монастыря.
 
 
Иорданская сторона.
 
 
Здесь проходит граница.

 

Ессеи. Первые списки Ветхого Завета 

Строго говоря, эта часть не имеет прямого отношения к Иисусу Христу. Здесь не будет фотографий мест, связанных с Его жизнью и последующим Воскресением. Это рассказ о том, что предшествовало появлению Его. 

Я уже писал о двух археологических «чудесах», случившихся в прошлом веке. Это раскопки нетронутого в течение многих столетий города Капернаум, где жил и проповедовал Иисус. И находка неподалеку от него «Лодки галилейских рыбаков». На ней или на очень похожих в то время выходили в Галилейское море рыбаки. И, уверены специалисты, есть большая вероятность, что и Иисус именно на этой лодке плавал по озеру Кинерет. 

Так вот – главных чудес, которые помогают ученым и богословам приблизиться к пониманию Библии и истории жития Иисуса, было в прошлом веке три. И третье – самое главное. Это находка в районе Кумрана (кстати, он расположен неподалеку от Монастыря Герасима Иорданского и Каср эль Яхуд – места на реке Иордан, где верующие совершают обряд крещения) так называемых свитков Мертвого моря.

Пещера, где были найдены несколько кувшинов.

 

Свитки

История удивительная, невероятная. 1947-ой год. На краю Иудейской пустыни, неподалеку от Мертвого моря пастух бедуин пас то ли коз, то ли овец – не суть важно. Одно животное пропало. Пастух решил, что оно провалилось в одну из многочисленных здешних пещер. Стал кидать сверху камни. Так обычно выгоняют из пещер диких зверей и проверяют насколько выемка глубока – есть ли шанс спуститься и достать заблудившуюся козу/овцу. 

Кидал-кидал. И вдруг услышал, что на дне пещеры что-то разбилось. Пробрался вниз и обнаружил разбитый кувшин, а в нем свиток старой кожи с какими-то закорючками. А рядом еще несколько кувшинов. Всего свитков оказалось семь. 

Добычу продали торговцу антиквариатом в Вифлиеме. Мне рассказывали, что старую кожу взял один из сапожников – чтобы латать продранную обувь. Но в конце концов три свитка попали в руки профессора археологии из Еврейского университета Иерусалима Элиэзера Сукеника. Остальные – те, которые не пошли в дело в сапожной мастерской – в конце концов были выкуплены государством Израиль в 1950 году за 250 000 долларов. 

В период между 1947 и 1956 годами в одиннадцати Кумранских пещерах было обнаружено более 190 свитков. Но есть подозрение, что их на самом деле больше – раскопками занимались разные группы и не всё найденное они опубликовали и не обо всём рассказали миру. Дело-то тонкое – найдены были все тексты ТАНАХа (Ветхого завета) кроме книги Эстер (Эсфири). Прежде ученые и богословы располагали только списками Библии, сделанными уже в нашу эру. 

Плюс – на свитках множество небиблейских текстов, комментарии, устав общины, члены которой по всей видимости и занимались переписыванием свитков. 

В общем, свитки Мертвого моря считаются главной археологической и исторической находкой прошлого века. 

И тут интересная деталь – в этом районе пустыни бедуины пасли овец многие столетия. Есть свидетельства, что больше тысячи лет назад в районе Иерихона уже находили свитки с текстами, написанными на иврите. Но они, увы не сохранились. И вот прошло столько лет… И человечеству открылась возможность сохранить рукописи (теперь есть для этого технологии) и изучить их.

И еще интересно – датируются документы 3 в. до н.э. – 1 в. н.э. То есть некоторые списки сделаны во время земной жизни Иисуса. 

Чем так важны эти свитки? Они позволяют воссоздать изначальное содержание библейских текстов. 
 
 
В Иерусалиме построили специальный Музей Книги, сделав крышу в виде крышки сосуда, в котором хранились рукописи.

Секта ессеев

Есть две основные версии о том, как свитки попали в пещеры. Первая – сюда была перенесена часть библиотеки из какого-то крупного города. Скорее всего, из опасения, что на город нападут и он будет разграблен. Вторая, считающаяся основной, что здесь в пещерах несколько столетий жила община (или секта) ессев. Они считали, что современные жители испорчены, их нравы не соответствуют их вере. Ессеи удалились в пустыню и жили обособленными общинами. Они давали одет безбрачия, презирали материальные блага. Они занимались изучением священных текстов, переписывали их, составляли комментарии. 

Некоторые ученые предполагают, что из ессев вышел Иоанн Предтеча. И, возможно, с ними был связан и Иисус Христос. По крайней мере, многое из того, что проповедовал Он, совпадало с воззрениями ессеев. Обряд «ритуального погружения в воду» у ессеев был особенно важен и предварял каждую молитву, проповеди наставника, общие трапезы, работы по переписи текстов. Этот обряд Иисус попросил провести Иоанна в реке Иордан. 

И уж – что точно – среди первых последователей Иисуса было много ессев или тех, кто разделял их взгляды. А образ жизни ессев очень напоминает монастырские уставы последующих веков. 

«Город» ессев.

Кумран

В общем, если вам удалось оказаться в Каср эль-Яхуд – месте где, вероятно, Иоанн Предтеча омыл Иисуса водами Иордана, съездите в Кумран. Он находится всего в двух километрах. Это национальный парк, созданный на месте, где были найдены свитки Мертвого моря. 

Вы перенесётесь на две тысячи лет назад и увидите поселение ессеев. Археологи откопали почти всю общественную часть поселения (жили «кумраниты» в скалах). Можно увидеть одну из пещер, где были найдены свитки, громадную водосборную цистерну и ритуальные купальни, печи для обжига керамики, прачечную. В общем, погрузиться в жизнь предхристианской религиозной общины. Представить себе, как жили верующие в те времена, когда Иисус проповедовал в землях Израиля. 
 
 

 

Место последнего ночлега Спасителя

В Евангелии подробно описан вход Иисуса в Иерусалим за несколько дней до суда и распятия. Пришел Он со стороны Елеонской (то есть Масличной) горы. Вот и нам стоит приблизиться к городу с этой стороны.
 

Храмы Масличной горы

Здесь на вершине стоит величественный Спасо-Вознесенский православный русский женский монастырь. Но еще более знаменита его колокольня, которую называют «Русская свеча». Это самое высокое церковное здание Иерусалима – 64 м. Ее самый большой колокол весит 5 тонн. Он был отлит в России еще до революции на средства соликамского купца Александра Рязанцева. 

Участок под монастырь был приобретен подвижником, потрясающе разносторонним человеком архимандритом Антонином (Капустиным). Жаль, что в рамках этих репортажей не получится рассказать подробнее про этого выдающегося деятеля Русской православной церкви. Если бы не он, вряд ли сейчас РПЦ располагала столькими церквями, подворьями и монастырями на Святой Земле. 

В Спасо-Вознесенском монастыре находится камень, на котором, по преданию, стояла Богородица во время Вознесения Иисуса Христа. Здесь же – место Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи. Во время раскопок, которые проходили под присмотром архимандрита Антонина (Капустина), была обнаружена часовня IV века. А выложенное мозаикой углубление в полу указывало место, где глава была найдена. 

Неподалеку – римско-католическая церковь Доминус Флевит (слеза Господа, пролитая по разрушенному в будущем Иерусалиму). Она построена на том месте, где, как считается, остановился Иисус Христос перед входом в Иерусалим. Как сказано в Библии: «И когда приблизился к городу, то смотря на него, заплакал о нём. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду; и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего». 

Здание церкви выглядит необычно. Почему – становится понятно, когда узнаешь, что его архитектор – Антонио Барлуцци (я уже рассказывал о Храме Благовещения в Назарете, построенном им). Он сделал черный купол церкви в форме слезинки. 

Вообще, по Масличной горе можно совершить фантастическое путешествие – со смотровой площадки вниз к воротам в Вечный город, чуть ли не в точности проследовав путем Иисуса. 

После церкви Доминус Флевит спускаемся по горе ниже и – если получится – перед вами откроют ворота в русскую Гефсиманскую обитель со златоглавой церковью Марии Магдалины. 

Строительству этого красивейшего собора мы опять же обязаны архимандриту Антонину (Капустину). А иконы для иконостаса написали художники С. В. Иванов и В. П. Верещагин. 

В церкви хранится икона Святой равноапостольной Марии Магдалины с частицей её мощей. 

Чуть ниже на территории монастыря – пещерная часовня во имя Страстей Господних. Она напоминает о том, что в Гефсиманском саду находились апостолы Пётр, Иаков и Иоанн в момент молитвы Иисуса перед арестом. 

Само место молитвы еще ниже на территории францисканцев. Там сейчас находится базилика «Всех Наций». 

Эта церковь построена в 1919–1924 годах. Именно здесь перед алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста. В храме всегда полумрак. И это сделано специально – так обстановка напоминает о том, что арест Иисуса произошел ночью. Построил здание уже знакомый нам по другим архитектурным шедеврам Антонио Барлуцци. 
 
 
Колокольня «Русская свеча» Спасо-Вознесенского женского монастыря.

Оливковые деревья

В саду, как и во времена Иисуса, растут оливковые деревья. Две тысячи лет здесь, на склоне Масличной горы, была оливковая роща, маслодавильня и места для хранения сосудов с оливковым маслом. К сожалению, деревья, видевшие Иисуса, не сохранились, хотя масличное дерево – один из долгожителей и может жить и плодоносить до 5 тысяч лет! 

Однако, в саду растут потомки олив того периода. В 2012 году национальный исследовательский совет Италии провел исследование деревьев из Гефсиманского сада и выяснил, что три дерева растут тут уже почти тысячу лет. Были даже получены точные даты их посадки - 1092, 1166 и 1198 н. э. 
 
 
Гефсиманский сад с его знаменитыми оливами.

Гробница Богородицы

Из Гефсиманского сада спускаемся еще чуть ниже, спускаемся по широким полутемным ступеням и попадаем в Гробницу Богородицы. Здесь, согласно преданиям, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. 

В соответствии с традицией, Богородица скончалась в Иерусалиме и апостолы похоронили Её в Гефсимании в гробнице – там, где раньше были похоронены её родители Иоаким и Анна. По другому преданию, сюда были перенесены мощи Иосифа-обручника. 

В храме находится мраморная кувуклия (небольшая часовня) с гробом Богородицы. За кувуклией в красивом киоте установлена чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. 

В храме служат представители различных конфессий. 

Рядом – Гефсиманский грот – древняя маслодавильня. Это место, находящееся в руках католиков, почитаемо ещё с византийских времён. Здесь собирались Иисус с апостолами, здесь Он был предан Иудой и арестован. 

Ну а нам в нашем виртуальном путешествии остается последний переход – через долину Кидрон в древний Иерусалим…
 
 
 
В базилике «Всех Наций» перед алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста.
 
 
Гефсиманский грот.
 

Иерусалим. Путь на Голгофу

Конечно, для православных главный храм Иерусалима – храм Воскресения Христова или храм Гроба Господня. О нем написаны тома. Поэтому общеизвестные вещи я постараюсь описать кратко. Если интересны подробности – читайте другие источники. 

У меня же ощущения после многих посещений храма Гроба Господня очень странные. Такого культового сооружения я не встречал больше нигде. Если храмы, церкви, базилики строятся всегда по одному плану (бывает, достраивают или перестраивают старое здание, но, обычно, учитывая в новой постройке мотивы прежней), то тут все нагромождено, эклектично. Почему – понятно. На месте распятия и погребения Иисуса Христа первый, еще языческий, храм был построен во втором веке. Потом храмы разрушали, перестраивали, увеличивали и углубляли в скалу. 

Первый православный Храм Воскресения был освящён в 335 году. В XII веке крестоносцы на этом же месте воздвигли храм в романском стиле, сохранив планировку и украшения почти восьмисотлетней давности. Потом изменения в XVI веке, в XIX, в XX… 

Сейчас Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. У каждой есть свои приделы и часы для молитв. И границы между церквями в Храме очень заметны. Приделы по-разному оформлены, в них разные иконы и разная атрибутика. Лестницы вниз, под землю. Лестницы вверх на второй этаж. Просторные залы и узенькие проходы. 

Пример – Алтарь гвоздей принадлежит католическому ордену св. Франциска. Храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» – Армянской апостольской церкви. Могила святого Иосифа Аримафейского (того самого, который у римского префекта Пилата получил тело казнённого Иисуса, снял Его с креста и похоронил неподалеку в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому) – Сирийской церкви. 

Голгофа – верхушка скалы, где был установлен крест, на котором распяли Иисуса, – принадлежит Иерусалимской греческой Православной Церкви. 

Отдельно стоит Кувуклия – это маленькая часовня внутри храма, где находится Гроб Господен. Она используется по очереди различными конфессиями. Именно здесь сходит Благодатный Огонь. Кувуклия принадлежит грекам. Ротонда, возведенная над ней, общая.

Но с противоположной от входа в Кувуклию стороны к часовне пристроен небольшой придел изголовья гроба, принадлежащий коптам. Они здесь продают свечи, иконы… Уж, казалось бы, люди, исповедующие христианство, могли бы между собой договориться. Но… 

Для меня лучшей иллюстрацией стала так называемая «Недвижимая лестница». Это деревянная лестница, приставленная к правому окну второго яруса фасада Храма. Она опирается на карниз, не принадлежащий никому, а приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви. 

Стоит она на этом месте уже неизвестно сколько десятилетий и стала символом статуса кво, закрепляющего за церквями строго прописанные наделы и запрещающего претензии на нейтральные территории. Символ есть – а вот согласия нет и по сей день. 

Чтобы избежать конфликтов много веков назад ключи от храма были отданы арабско-мусульманской семье Джуди. А право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье – Нусейбе. Эти права на все эти века передаются в обеих семьях от отца к сыну. 

Меня познакомили с представителем семьи Джуди – бородатым темноволосым парнем. 

Первое, что видят все входящие в Храм – это плита из розового мрамора – камень Миропомазания. На этой плите, как считает традиция, омывали тело Иисуса миррой после снятия с креста. А потом завернули в саван. Интересно, что верхняя плита укрывает настоящую, которая находится ниже. Это сделано, чтобы не была повреждена главная реликвия. 

На этот камень верующие выкладывают религиозные сувениры, купленные в многочисленных соседних лавках, и таким образом, считается, освящают их. Женщины часто снимают косынки и протирают ими камень и таким образом тоже освящают их. Я видел дородного мужчину, который на плиту положил рядом с богатыми и дорогими иконами ключи от дома и кошелек… 

Если повернуть от камня Миропомазания направо – будет видна лестница, которая ведет на Голгофу. Понятно, что во времена Иисуса Голгофа была за границей Иерусалима, за его стенами. По сути это небольшая скала сразу за древним городом – не больше 150 метров от судных врат, которые прошел Иисус. Голгофа – в переводе с арамейского означает «Череп» – и она действительно была похожа на человеческую голову. В горе были выдолблены углубления для установки крестов – казни в виде распятия на кресте в этом месте проходили регулярно. Сейчас, конечно, верхушка Голгофы – одна из святынь, накрытых Храмом. 

А если от входа повернуть влево, вы выходите к Кувуклии, где находится Гроб Господен. На самом деле во времена Иисуса это была пещера в скале совсем неподалеку от Голгофы. Пещер, скорее всего, тут было множество – в них хоронили усопших. Одна из пещер и принадлежала Иосифу Аримафейскому. Когда строился первый христианский храм, верхушка холма, которая скрывала пещеру, была срыта. В результате Гроб Господен теперь находится не в пещере. А вокруг него и построена Кувуклия. 

Рядом – странный предмет, напоминающий большую чашу. Это Пуп Земли, еще один символ, подчеркивающий, что здесь находится символический христианский центр Земли. 

Моя знакомая, человек глубоко верующий, мне рассказывала, что в первое свое посещение Храма у нее было ощущение, что оказалась она то ли на рынке, то ли на вокзале. Толпы людей. Большинство не паломники, а туристы. Шум, толкотня. Очереди для входа в Кувуклию. Зажигают и тут же тушат свечи – сувениры из Храма. Время от времени, с гимнами проходят процессии в различных одеждах. В общем, не было ощущения святого места. И только на следующий день, когда она в пять утра к открытию ворот пришла в Храм и оказалась один на один со святынями, почувствовала благостную атмосферу одного из самых намоленных мест в мире. 

 
 
Главный храм Иерусалима - храм Воскресения Христова или храм Гроба Господня. 
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Виа Долороза

С латыни название этой улицы переводится как «Путь Скорби». Проходит он по мусульманской части города. Католики считают, что это путь, которым шел Иисус к месту распятия. Правда, Иерусалим уже после казни Иисуса Христа в I веке был разрушен и как нам самом деле пролегали улицы уже не узнать. 

Маршрут Крестного пути начинается от школы Эль-Омария – на этом месте когда-то стояла римская крепость Антония. И, возможно, именно здесь было принято окончательное решение о распятии Иисуса. 

Начинается путь от арки, где Пилат вывел Иисуса перед первосвященниками, и указывая на Христа сказал «Се человек». 
Затем идут остановки: 
Осуждение и бичевание; 
Начало несения креста; 
Место первого падения Христа; 
Место встречи Христа с Матерью; 
Место встречи Христа с Симоном Киринеянином, которому дали нести крест до Лобного Места; 
Место, где Св. Вероника вытерла лицо Христа своим шёлковым покрывалом; 
Место второго падения Христа; 
Место встречи Христа с иерусалимскими жёнами; 
Место третьего падения Христа. 

Пять станций расположены в самом Храме Гроба Господня: снятие одежд, прибитие к кресту, снятие с креста и погребение. 

Улочки в арабском квартале узкие. Вдоль всего пути расположены церкви и сувенирные магазинчики. Очень часто по Крестному пути идут целыми общинами. Иногда неся по очереди крест. Многие останавливаются у каждой станции и читают молитвы. Я видел людей, которые весь Крестный путь пытались пройти на коленях (дошли ли – не знаю). 
 
 
 
 
Пуп Земли - символический христианский центр Земли.
 
 
Камень Миропомазания.
 
 
Трещина в скале, которая по преданию образовалась при последнем вздохе Иисуса.
 
 
Полицейские в Старом городе.

Безопасность

Я бродил по улочкам Старого города допоздна. И в еврейский квартал забредал, и в арабский, и в армянский. Заглядывал в храмы, торговался с припозднившимися продавцами сувениров. Старый город напичкан камерами наблюдения, полицейскими и солдатами. Эти меры призваны обеспечить спокойствие на улочках и в Святых местах. Хотя случается, понятно, разное…