Жертвенник на горе Гевал как доказательство историчности Торы

Источник

 

Гора Эйваль (Гемал) - одна из двух самых высоких гор в Самарии (940 м над уровнем моря), подступающая с севера к Шхему. Рядом с ней — гора Гризим, южнее Шхема, высота 881 м. Площадь склонов 1800 гектаров. После перехода израильтянами реки Иордан Иисус Навин соорудил жертвенник из "цельных неотесанных камней и принес на нем жертвы всесожжения и жертвы мирные, а на больших, побеленных известью камнях написал "список с закона Моисеева", полученного израильтянами на горе Синай. Затем шесть израильских колен провозгласили с горы Гаризим благословение Израилю, а другие шесть колен с горы Гевал - проклятие (Нав 8:30-35). Это было совершено во исполнение указаний Моисея (Втор 27).

Склоны горы круты, вода на них не задерживается, поэтому на ней мало растительности. Исключение составляет юго-восточный конец, где расположена арабская деревня

В 1982 году, молодой археолог Адам Зарталь, проводя планомерные исследования Самарии, наткнулся на странное каменное сооружение на склоне горы Эйваль. Изучение находки поставило Зарталя в тупик. Памятник не являлся руинами жилища ханаанцев, древних жителей края, как он считал поначалу, не похож он был и на известные в округе языческие капища. Тщетно бился археолог в поисках ответа, пока случай не подтолкнул его к разгадке, ошеломившей ученого.

Как-то раз, подводя итоги работы вместе со своими помощниками, Зарталь начертил схему открывшегося строения. Внезапно один из присутствующих, соблюдающий традицию житель соседнего поселения Шавей Шомрон, буквально подскочил на месте и бросился вон из помещения. Вскоре он вернулся с огромным фолиантом в руках. Это был один из трактатов Талмуда, записанный мудрецами еще во IIвеке нашей эры, книга Мишны — «Мейдот». Дрожащими руками он указал недоумевающему Зарталю на страницу, где потрясенный археолог увидел почти точную копию своего собственного рисунка!

Схема в книге описывала жертвенник в Иерусалимском Храме. И для тех, кто без колебания доверял знанию древних мудрецов, подобное совпадение было достаточным подтверждением того, что памятник, найденный на склоне горы Эйваль, являлся ни чем иным, как жертвенником легендарного Йегошуа Бин (сын) Нуна (в русской традиции именуемого Иисусом Навином).

Йегошуа сын Нуна был одним из двенадцати лазутчиков, посланных в свое время Моше (Моисеем) на разведку в Землю Израиля. Лишь он вместе со своим другом Калевом не испугался исполинов и по возвращению в стан израильтян призывал идти в страну и завоевать ее. Остальные десять разведчиков смутили и напугали народ, что и привело в итоге к сорокалетним скитаниям по пустыне.

Согласно Первой книге пророков, именно Йегошуа выбрал перед смертью своим преемником Моше, завещая немедленно после вхождения в Израиль построить жертвенник Богу. Сразу после перехода через Иордан и взятия Иерихона, Йегошуа привел народ к Шхему, где состоялась торжественная церемония принятия народом Израиля заветов Бога. Йегошуа зачитывал заповеди, а народ вторил ему — одна половина благословляла соблюдающих, а вторая — проклинала нарушителей.

Тогда устроил Йегошуа жертвенник Господу, Богу Израилеву, на горе Эйваль, как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, согласно написанному в книге Закона Моисеева, — жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу, и совершили жертвы мирные (целых животных).

"И написал Йегошуа там на камнях список с закона Моисеева, который написал он пред сынами Израилевыми. А весь Израиль, и старейшины его, и надсмотрщики, и судьи его стали с той и с другой стороны ковчега против священников и левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и коренные жители — одна половина напротив горы Гризим, а другая напротив горы Эйваль, — как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев.

И потом прочитал Йегошуа все слова Торы, благословение и проклятие, как написано в книге Торы. Из всего, что Моисей заповедал Йегошуа, не было ни одного слова, которого Йегошуа не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них". (Книга Йегошуа, 8:30–35).

Следуя священному тексту, повествующему о том, что половина народа стояла напротив горы Эйваль, половина же напротив горы Гиризим, многочисленные искатели легендарного жертвенника на протяжении веков пытались обнаружить его между горами. Пытались — и не могли…

Жертвенник, случайно обнаруженный Зарталем, оказался вовсе не там. Всё оказалось проще. Он расположился на отроге горы Эйваль таким образом, что стоявшие с одной стороны от него были обращены к горе Гризим, другие же — к горе Эйваль…

Напрочь далекий от еврейской традиции, Адам Зарталь не готов был поверить в то, что обнаружил легендарную святыню. Однако, он упорно продолжал исследование, честно анализируя собранную информацию.

Осколки керамики, в изобилии найденные в окрестностях, соответствовали периоду завоевания страны коленами Израиля. Само строение, сложенное из цельных неотесанных камней, помимо изображенного в Талмуде жертвенника в Иерусалимском Храме, не имело никаких других аналогов. А в толстом слое пепла, заполнявшем подножие памятника, были найдены многочисленные обожженные кости, принадлежавшие лишь животным, пригодным для принесения в жертву согласно Закону Торы.



Наконец, среди камней жертвенника нашлись две египетские печати в форме жуков-скарабеев, датированные второй половиной XIIIвека до нашей эры, то есть эпохой правления Рамзеса Второго, вероятного времени выхода евреев из Египта.

 


С каждой находкой изумленно убеждаясь в том, что найденный им памятник действительно является еврейским жертвенником, относящимся к времени завоевания страны израильтянами, Зарталь пришел к осознанию значимости собственной находки.

По ходу дела открылись любопытные детали древней истории, оставшиеся за пределами канонизированного текста. Археолог выяснил, что жертвенник служил евреям несколько столетий, вероятно, вплоть до построения Иерусалимского Храма. Но под крупным и более тщательно сложенным жертвенником, который, вероятно, использовался в течение длительного времени, обнаружился сложенный из грубых крупных камней жертвенник поменьше. Там и нашлись египетские скарабеи.

Профессор Зарталь рассказывал:

"В рамках исследования, мы обнаружили на восточном склоне горы Эйваль место, окруженное стеной, - сооружение площадью около 14 дунамов. По глиняным осколкам, обнаруженным там, было определено, что это место было сооружено в конце XIIIвека до н. э. и простояло примерно 50 лет – в соответствии с "классической" хронологией входа израильтян в Ханаан.

За восемь сезонов раскопок (1982-89 гг.), было установлено, что на этом месте находилась большая и сложная постройка, в центре которой имелось каменное возвышение, к которому поднимались по пандусу. Возвышение было окружено стеной, перед ним находилось два вымощенных двора.



Вокруг найдено около сотни каменных сооружений с глиняной посудой, украшениями и т.п. Внутри возвышения и вокруг него имелись слои пепла, а в них кости принесенных в жертву животных, в основном, молодых баранов, телят и козлят, все самцы, то есть те животные, которые соответствуют законам Торы о жертвоприношениях.

Сооружение на горе Эйваль – ступенчатое строение из камня с пандусом - в точности соответствует жертвенникам всесожжения израильтян более поздних эпох: алтарю, описанному в книге Иехезкеля (гл. 43) и алтарю Второго Храма, описанному в Мишне (трактат Мидот, гл. 3), у Иосифа Флавия и в "храмовом свитке" с Мертвого моря.

Архитектурные особенности, период (начало заселения) и расположение (гора Эйваль) позволяют с очень высокой вероятностью сопоставить это место с алтарем, упомянутым в книгах Второзакония и Йеhошуа бин-Нуна.
Материальная культура (форма постройки, глиняные сосуды и другие мелкие находки) соответствует множеству мест, найденных между Иорданом и горами Самарии, а также на всем центральном горном хребте. Отсюда можно впервые сделать уверенный вывод: почти все сооружения раннего железного века относятся к коленам Израиля".

Когда был убран покрывающий слой камней, обнаружилось строение или сцена размером 7х9 метров и высотой в 4 метра. Оригинальная высота известна благодаря тому, что обратная его сторона полностью сохранилась. Строение непрерывно сверху, а с трех нижних сторон к нему примыкает выступающий балкон размером около 2 метров. Строение не было цельным, но полым внутри («נבוב לוחות», с перекрытием из пустотелых блоков), и по центру его — две не соединяющиеся стены. Когда был снят верхний слой, археологов ожидал большой сюрприз: слой в полтора метра чистого пепла, в котором были около тысячи обгоревших в огне костей животных.

Когда едят приготовленную пищу, не сжигают кости. Только в том случае, если всё животное приносится в жертву всесожжения, огонь доходит также и до костей. Найденные кости были отправлены в тот же вечер в Иерусалим археологу Лиоре Горавиц. Ответ не заставил себя ждать. Л. Горавиц сказала, что еще не встречала подобного специфического набора костей. Все они принадлежали особям мужского пола в возрасте около одного года и были четырех видов: козлы, бараны, быки и олени. Это — жертвенные животные, упомянутые в начале книги «Вайикра».

На других объектах находят, как правило, кости лошадей, ослов, собак и т. д. Здесь же были только животные для принесения в жертву.

Кроме этих четырех видов, не было найдено здесь никаких других животных. То есть, еще за 1200 лет до новой эры для жертвоприношения использовались животные, соответствующие Законам Торы. И если исследователи говорят, что законы жертвоприношения появились только спустя примерно 600 лет, то как объяснить эти находки? Также анализ углерода С14 подтверждает достаточно точно датировку 1200 года до н. э. На этом этапе были многочисленные находки, но они не вписывались в общую схему. Окончательный ответ дала передняя часть строения. На строение ведет двойной подъем (эстакада). Главная эстакада ведет на верхнюю площадку, а дополнительная — на балкон. Когда мы читаем описание Жертвенника Второго Храма в трактате «Мидот» в Мишне, мы получаем нечто удивительно похожее на строение на г. Эйваль, предшествовавшее ему примерно на 1200 лет.

По главному подъему возносил коhэн жертву на огонь, который горел в центре Жертвенника. После этого он поднимался по дополнительной эстакаде на окружающий Жертвенник выступ («балкон») для продолжения работы (очистке от дегтя, приношение крови и др.). Сама эстакада была построена согласно библейскому запрету строить лестницы («ступени») на Жертвенниках Всесожжения (Шмот 20:22).

Форма Жертвенника Второго Храма доказывает, что Жертвенник на горе Эйваль является аутентичным израильским жертвенником всесожжения. Это сравнительно редкий случай в археологии: жертвенники Первого и Второго Храма нам недоступны, однако их первоисточник найден, и с ним открыт целый мир, привет от наших далеких предков.

Среди аргументов против версии Зарталя можно отметить два. Во-первых, среди костей жертвенных животных были обнаружены кости ланей — с точки зрения еврейской традиции, животных пригодных к пище, но не используемых для жертвоприношений. Во-вторых, камни, на которых Йегошуа запечатлел слова Закона, так и не были найдены.

Впрочем, и этим вопросам можно дать объяснение. В одном из мест Талмуда проскальзывает обсуждение мудрецов, отрицающих возможность принесения ланей в жертву. Но не есть ли это свидетельство существования у древних израильтян подобной практики, которая была со временем забыта? Тем более, мы не знаем точный перевод всех животных, которых приносили в жертву. Что же касается надписей на камнях, из археологических исследований мы знаем, что, в соответствии с древней технологией, камни обмазывались штукатуркой, на которой потом и вырезали слова. Около сорока ям для приготовления подобной штукатурки было найдено в окрестностях жертвенника. Но вот камней со словами, написанными рукой самого Йегошуа, Зарталь так и не нашел. Возможно, время разрушило их. Но, может статься, священные надписи, спрятанные на склоне горы Эйваль еще ждут того, кто сумеет их разыскать.

На горе Эйвал был установлен жертвенник и Скиния Завета (И.Н. 24:25).

Согласно ТАНАХу (Втор. 11:29, 27:2–5 и 12,13), Моше завещал поставить после перехода через реку Иордан большие камни, обмазанные известью, на горе Эйваль и написать на них «все слова Закона» (Втор.27:2—8), там же устроить жертвенник, а затем шести коленам Израиля (Шимъон, Леви,Иеhуда, Иссахар, Биньямин) с горы Эйваль произносить благословения народу, а остальным шести с горы Эйвал — проклятия нарушителям заповедей.

29. И будет: когда приведет тебя Господь, Бог твой, на землю, на которую ты вступаешь для овладения ею, то дай благословение к горе Гpизим, а проклятие к горе Эйваль. 30. Вот они за Ярденом, в отдалении, к заходу солнца, на земле кнаани, обитающего в степи, против Гильгала, у дубрав Морэ.(Втор. 11: 29-30)

Это завещание исполнил Йеhошуа бин Нун (ИбН. 8:30–35).

(30) Тогда устроил Йеhошуа жертвенник Господу, Богу Исраэля, на горе Эйваль, (31) Как заповедал Моше, раб Господень, сынам Исраэля, согласно написанному в книге Торат Моше, – жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу, и принесли жертвы мирные.
(32) И написал он там на камнях список с закона Моше, который написал он пред сынами Исраэля. (33) А весь Исраэль, и старейшины его, и надсмотрщики, и судьи его стали с той и с другой стороны ковчега против священников-левитов, носящих ковчег завета Господня, и пришелец, и коренной житель – половина их против горы Гризим, а другая половина их против горы Эйваль, – как повелел Моше, раб Господень, чтобы прежде (всего) благословить народ.
(34) А затем прочитал он все слова Торы, благословение и проклятие, все, как написано в книге Торы. (И.Н. 8)



Ковчег Завета, окруженный священниками и левитами, находился при этом обряде, по-видимому, между двумя горами.

Впоследствии исторический древний Шхем был построен в долине между этими двумя горами. Территория, на которой находятся горы, входила в удел Эфраима.


Дополнительно:

Темы форума Книга Дварим - דברים - (Второзаконие) наш перевод и комментарии. Эзотерический взгляд на Тору (Ветхий Завет) - V