Памятник времен палеолита был танцплощадкой?

Английские ученые выяснили: таинственный Стоунхендж обладал удивительными акустическими свойствами...

Стоунхендж - всемирно известный памятник времен палеолита. Расположен в графстве Уилтшир, примерно в 130 км к юго-западу от Лондона. Несколько десятков обтесанных каменных глыб образуют круг диаметром 33 м. Высота этих колонн - 4,1 метра, ширина - 2,1 метра, вес каждой - около 25 тонн. Сверху на них положены камни-перемычки: длина - 3,2 метра, ширина - 1 метр, толщина - 0,8 метра. Общая высота сооружения над землей - 4,9 метра. Камни закреплены при помощи системы пазов и шипов.


Стоунхендж построен примерно 5 тысяч лет назад. Зачем? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. Ученые спорят о предназначении древнего сооружения.

Вот далеко не полный перечень наиболее популярных гипотез, подкрепленных в той или иной степени:

Стоунхендж - это творение инопланетян - нечто вроде компьютера, построенного из подручных средств.

В расположении камней зашифровано некое послание, оставленное нам. Возможно, даже инопланетянами. Или высокоразвитой цивилизацией.

Это - древняя астрономическая обсерватория.

Это - убежище великого мага Мерлина. Якобы тут собирались для жертвоприношений таинственные волхвы - друиды, устраивали свои шабаши ведьмы.

В древности Стоунхендж, возможно, был накрыт крышей.

Это - колоссальная усыпальница для властителей. Наподобие пирамид в Древнем Египте.

Это место, где люди напитывались космической энергией и лечились. Кстати, сегодня многие посещают Стоунхендж именно с этой целью.

Недавно появилось, казалось бы, совсем уж фантастическое предположение. Но и оно вроде бы основанное на фактах. Стоунхендж был построен для древних дискотек, уверяют весьма серьезные английские ученые.

В ритме самбы

Исследования профессора Руперта Тилла (Rupert Till), эксперта по акустике и музыкальным технологиям из хадерсфилдского университета (Huddersfield University), показали: каменные мегалиты Стоунхенджа идеально отражают и усиливают звуки. А поставленные кругами, они создают поразительные акустические эффекты.

Сначала Руперт вместе со своим коллегой Бруно Фазендой убедились в этом виртуально, воссоздав на компьютере облик еще не тронутого разрухой сооружения. Затем ученые отправились в штат Вашингтон (США) в окрестности городка Мерихилл, где возведена точная копия первозданного Стоунхенджа. И проверили свои идеи на практике. В самом деле, звуки, исходящие из центра, были хорошо и сочно слышны на всей территории сооружения.

- Особо впечатляющие эффекты - наложения эха - возникают, когда темп мелодии достигает 160 ударов в минуту, - говорит Тилл. - Это ритм самбы. Скорее всего, здесь танцевали. И весьма интенсивно. Возможно, ритуальные танцы.

Тут было кому танцевать

Не так давно, благодаря раскопкам известного британского археолога Майка Паркера Пирсона из Шеффилдского университета, в нескольких километрах от Стоунхенджа были обнаружил следы каких-то построек. Радиоуглеродный анализ показал, что возвели их примерно в то же время, что и загадочный Стоунхендж.

Вскоре выяснилось, что здесь было огромное, почти на тысячу домов, поселение. Для того времени - пять тысяч лет назад - это был большущий город. Ученые и не подозревали, что на Британских островах такое было возможно. Сейчас археологи уже полностью обследовали десять домов этого поселка. Это каменные или сделанные из глины и деревьев постройки. Во всех есть следы очагов, разбросаны различные кремневые инструменты.

Иными словами, в Стоунхендже было кому танцевать и для кого устраивать дискотеки. Хотя их назначение по-прежнему остается загадочным. Может, быть, и правда, лечились люди. Или хоронили покойников под музыку и пляски.

КСТАТИ

С крышей над головой

Другая загадка: как древние люди построили Стоунхендж? Ведь даже при нынешней технике далеко не просто уложить друг на друга каменные блоки весом в десятки тонн. Инопланетяне помогли? Или великаны, которые якобы жили в древности?

Британский архитектор Брюс Бедлам (Bruce Bedlam) разъяснил: ничего сверхъестественного. Сначала при помощью палок и веревок вкопали вертикальные камни. Затем засыпали их, получив эдакий холм в виде усеченного конуса. Горизонтальные блоки втащили по склону - они легли на торчащие из холма вершины вертикальных камней. Землю убрали. Остался Стоунхендж во всей своей загадочной красе. Однако выглядит он совсем не так, как его сейчас представляют.

Брюс считает, что столбики, расположенные вокруг сооружения и концентрические круги, свидетельствуют: прежде Стоунхендж был накрыт крышей. И напоминал шатер.

Гипотеза архитектора на удивлении хорошо согласуется с идеей профессора акустики. Под крышей гораздо удобнее и приятнее было слушать музыку и плясать. То есть, в свое время Стоунхендж представлял собой крытую танцплощадку.

Наш комментарий:

Разумеется, если регулярно абстрагироваться от серьёзных Исследовательских данных и постоянно пытаться втиснуть необъяснимые феномены в рамки стандартной социальной догмы - то получится, что нашим предкам, в отличие от нас, совершенно было нечем заняться - и они возводили мегалитические "усыпальницы" и "дискотеки", ворочая при этом вручную камни по 50-100 тонн...

Особенно "забавным" звучит голословное и совершенно невозможное предположение по затаскиванию многотонных блоков по земляным насыпям...

Рекомендуем книгу Э. Фон-Дэникена "Каменный век был иным"...